Подготовка к школе в 2019 году

Совсем скоро малышам предстоит волнительный и ответственный момент – зачисление в первый класс начальной школы. Впереди армию юных пытливых умов ожидают невероятные годы, полные новых знаний и умений, радости и общения с новыми друзьями. Конечно, школьная жизнь – это не только веселое, но и ответственное время, ведь она играет огромную роль в формировании маленькой личности, закладывает основы будущего профессионального роста, способствует раскрытию творческого и социального потенциала ребенка.

И родители, и малыши смотрят в будущее с изрядной долей волнения – дети не очень хорошо понимают, что им предстоит, а родители переживают, сможет ли маленький ученик адаптироваться к распорядку дня, найдет ли общий язык со сверстниками и учителями… Впрочем, до наступления школьных деньков малышам предстоит еще одно важное мероприятие – собеседование.

Большинство детей без проблем поступают в первый класс, но все-таки родители волнуются по поводу того, сможет ли их чадо продемонстрировать достаточные знания и коммуникативные навыки (особенно если речь идет о престижной гимназии или лицее, попасть в которые не так уж просто). Мнения о том, как нужно готовиться к школе, сильно расходятся у родителей и учителей – например, многие мамы и папы стараются привести на первый урок маленького гения.

Учителя часто жалуются, что одни дети «переподготовлены» и откровенно скучают, а другие не могут справиться с чтением по слогам и с трудом застегивают пуговицы на форме. Кто-то при этом выступает за домашнюю подготовку, а кто-то рекомендует пройти курсы со специалистами по психологии и логопедами, посетить школу раннего развития или записаться в дошкольный класс. Давайте расставим точки над «i» и разберемся, как нужно готовиться к школе, чтобы это превратилось в увлекательный процесс и не перегрузило малыша. Итак, что должен знать и уметь будущий первоклашка в 2018/2019 учебном году?

Зачем готовиться к первому классу?

Далеко не все родители осознают, зачем нужна подготовка к первому году в школе, и настаивают на ней просто потому, что «так принято». Именно из-за такого подхода и возникают проблемы в будущем — бестолковая подготовка может привести к накоплению в голове ребенка огромного числа бесполезных знаний при полном отсутствии навыков, которые ему действительно необходимы. Например, иногда дети могут выдавать набор из десятков слов на английском языке, но совершенно не понимают, как вести себя на уроке, или теряются при необходимости отыскать дорогу из класса в туалетную комнату.

Сразу скажем, что каждый будущий первоклассник обязан обладать элементарным набором знаний и навыков, о которых будет рассказано ниже. Они помогут без проблем пройти собеседование и уверенно чувствовать себя в новом коллективе, позволят избежать стресса и настроиться на процесс обучения. Любые дополнительные знания – это важно и нужно, но только в том случае, если вы планируете поступать в престижную школу с повышенными требованиями.

Важно правильно оценить потенциал малыша и понять, сумеет ли он выдержать серьезные нагрузки в спецшколе. Если же речь идет о «вступительных» испытаниях, которые встречаются повсеместно, уделите внимание:

  • развитию базовых физических и интеллектуальных навыков;
  • уверенности и свободе при общении с новыми людьми;
  • пониманию инструкций и запретов;
  • умению выразить свое мнение, сформулировать мысль.

По сути, подготовка к школе сводится к тому, чтобы помочь будущему первоклашке созреть интеллектуально, подготовиться к социальному аспекту его будущей жизни, а также развить эмоциональную и психологическую совместимость с коллективом.

Основные моменты психофизиологического развития

Первый вопрос, который решают многие родители – отдавать ли ребенка в школу в неполные семь лет? Конечно, есть дети, которые уже в пять поражают самостоятельностью поведения и здравостью суждений. Но есть малыши, которые заметно отстают от сверстников — в том числе в физической подготовке. Передержать ребенка дома, конечно, не хочется… Но и создавать ситуацию, из-за которой малыш не сможет высидеть на одном месте 45 минут, заниматься физкультурой и ориентироваться в незнакомых стенах, тоже неправильно.

Проверка психофизического развития – обязательная составляющая при собеседовании в школу. Приемная комиссия уделит внимание нескольким аспектам:

  • развитие физиологии – скорей всего, малыша попросят тронуть правой ручкой левое ушко, закинув руку за голову. Если ребенок не смог достать до уха – у него не наблюдается полуростовой скачок, который состоит в удлинении рук и ног. Второй тест – проверка координации. Малышу предложат одновременно поглаживать себя по голове правой ручкой, а левой – хлопать по животику. Оценка данного навыка (а он обязателен для детей 7 лет) позволяет понять, сможет ли малыш быть усидчивым, и насколько хорошо он контролирует свое тело;
  • умение менять игровую деятельность на учебную – этот тест позволяет оценить, вошел ли ребенок в тот возраст, когда игры перестали удовлетворять его интеллектуальные потребности. Именно в это время возникает желание обучаться новому. У большинства детей эта особенность проявляется к 7 годам;
  • сформированность социальной позиции – ученик должен знать и четко соблюдать те правила, которые действуют в школе.

Как развить психофизиологические навыки?

Большая часть таких умений формируется в детском саду, однако для улучшения результатов и формирования таких навыков у малышей, которые не посещают дошкольные учреждения, педагоги советуют мамам, папам, бабушкам и дедушкам заниматься с ребенком в домашних условиях. Лучший возраст для подготовки – 3-4 года, но если момент упущен, можно постараться нагнать и позже. Учитывайте главные аспекты развития психофизиологии:

  • приучайте ребенка к физическим нагрузкам – спорт является необходимым элементом гармоничного развития, поэтому ребенка желательно записать в какую-то секцию. Для девочек это может быть танцевальный класс, а для мальчиков – футбол. Главное, чтобы ребенку нравилось заниматься выбранным делом. Если вы не ходите в спортивную секцию или студию гимнастики – ходите вместе в бассейн, делайте зарядку, играйте в подвижные игры, чередуя их с упражнениями, чтобы потом ребенок комфортно ощущал себя на физкультуре и обладал нужной координацией движений;
  • помните о важности домашних обязанностей – они помогут развить чувство ответственности и привить навык ухаживать за собой. Главное – дать ребенку задание, требующее регулярного исполнения (например, убрать за домашним животным, покормить его, полить цветы). Хорошо, если в 5-6 лет малыш сам чистит зубки, помнит о необходимости умываться, раскладывает по местам одежду и застилает кроватку;
  • сформируйте режим дня – ребенку будет гораздо проще привыкнуть к школе, если он хотя бы за год до этого начнет просыпаться, гулять и питаться согласно режиму. В противном случае у первоклашки возникнут проблемы с подготовкой к урокам или выходом из дому рано утром;
  • обучайте малыша самостоятельности — обязательная предшкольная тренировка включает сборы портфеля (например, это можно делать по списку с изображениями нужных вещей, чтобы превратить скучный процесс в игру). На последнем этапе родитель должен перестать проверять ребенка, чтобы он сам нес ответственность в случае, если забыл положить важную вещь. Кроме того, малыш должен запоминать, где лежат его вещи, пользоваться календарем с днями недели (так он будет понимать расписание уроков и секций на будущий день) и определять время по часам;
  • приучайте кроху заниматься на отведенном для работы месте – за год до школы у него уже должен быть собственный стол для рисования, поделок и, конечно же, учебы. Будущий ученик приучится держать свой стол в порядке, поймет, что уроки нельзя делать на кухне, когда рядом мама готовит обед, а в школе легко привыкнет работать за одной партой с соседом. Обязательно обращайте внимание на то, как сидит ребенок – проще сразу научить его держать осанку, чем потом исправлять последствия.

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

Если с точки зрения психофизиологии ваш ребенок уже готов отправиться покорять новые знания в первом классе, нужно уделить внимание его интеллектуальному развитию, проработав набор базовых знаний и умений. Конечно, требования имеют прямую зависимость от школы и конкретного учителя, однако можно сформулировать перечень, типичный для большинства школ:

  • первоклашка должен помнить свое имя, отчество и фамилию, а также идентифицировать себя по ним;
  • ребенок должен знать, как зовут маму, папу и чем они занимаются;
  • малыш обязан без труда вспоминать адрес проживания и номер телефона (сгодится домашний или мобильный одного из родителей);
  • он должен суметь правильно назвать страну проживания, город, а также некоторые другие государства и города;
  • важно, чтобы первоклассник разбирался в одежде и обуви, а также понимал основные отличия между их разными видами — например, мог отличать кроссовки от ботиночек, а кепку от панамки;
  • ребенок должен без труда перечислять или идентифицировать по изображениям животных, рыб, насекомых, птиц, цветы, деревья, плоды и т.д., а также выбирать из списка домашнюю живность и дикую фауну;
  • малышу стоит ориентироваться во временах года, знать, на какие части делятся сутки, помнить названия и порядок дней недели;
  • желательно, чтобы ребенок мог рассказать о погоде и явлениях, встречающихся в природе;
  • будущий первоклассник должен ориентироваться в оттенках базовой палитры;
  • ему нужно объяснить разницу направлений – право, лево, вперед, назад;
  • ребенок должен быть в состоянии перечислить виды спорта, а также названия и особенности профессий;
  • важно, чтобы малыш понимал основные правила движения на дороге, предназначенные для пешеходов, и умел трактовать сигналы светофора;
  • следует позаботиться о том, чтобы он помнил названия любимых сказок и их авторов;
  • ребенок должен уметь управляться с ножницами и вырезать контуры фигур;
  • ему следует ориентироваться в основных праздниках;
  • ребенок должен быть готов рассказать о своих хобби и любимых занятиях;
  • он обязан сформулировать ответ на вопрос, если на собеседовании спросят, для чего он собирается идти в школу.

Базовые навыки и умения интеллектуального характера:

  • навык решения простых задачек на логику и отгадывание загадок;
  • умение определить, какой предмет лишний, и пояснить причины отбраковки;
  • умение прибавить к группе предметов тот, которого в ней не хватает;
  • понимание схожих и отличительных признаков разных предметов, по которым их можно выделить или сгруппировать;
  • умение восстанавливать последовательный и логичный ход событий.

Проверка развития речи, внимания и памяти:

  • ребенка попросят найти отличия в двух картинках, одинаковых на первый взгляд;
  • малышу предложат скопировать схематичный рисунок или узорные линии;
  • будущему первокласснику предъявят картинку, а затем попросят описать ее, не глядя на изображение, или составить по ней небольшой рассказ;
  • ребенок должен суметь воспроизвести короткое предложение после прослушивания;
  • малыш должен продемонстрировать умение читать по памяти кроткие стишки или пересказывать сюжет сказки.

Основные знания в области математики:

  • счет в пределах от 1 до 10 и обратно, а также простые действия с числами в пределах десятка;
  • понимание понятий «больше», «меньше», «равно»;
  • перечисление, изображение и узнавание простых фигур из геометрии;
  • умение провести сравнение фигур по параметрам длины, высоты или ширины;
  • навык деления предметов на несколько равных частей.

Базовые навыки чтения:

  • умение отличать гласные и согласные буквы;
  • умений найти в предложенном слове определенную букву;
  • умение подобрать слово, которое начинается на предложенную букву;
  • навык деления слов по слогам;
  • умение прочесть небольшой фрагмент текста из нескольких предложений (хотя бы читая слова по слогам);
  • чтение небольших предложений и пояснение смысла прочитанной информации.

Необходимые навыки письма:

  • способность удерживать в руках ручку (карандаш);
  • умение провести непрерывную волнистую или ровную линию;
  • навык обводки изображения по контуру (без отрыва руки от листа);
  • способность зарисовывать клеточки;
  • умение писать самые простые слова типа «кот», «мама», «дом»;
  • готовность переписывать слова и простые предложения по примеру;
  • проверка пространственного мышления – дорисовка изображения, в котором есть только одна половина;
  • умение копировать предложенные на рисунке геометрические фигуры;
  • навык аккуратного закрашивания рисунков без выхода за их границы.

Как подготовить ребенка к школе в 2019 году?

Конечно, ответственные родители всегда думают о том, какой способ подготовки даст самый лучший результат. К сожалению, не все обладают навыками учителя и психолога, должным уровнем терпения и даже временем, чтобы посвятить обучению малыша хотя бы пару часов в неделю. Впрочем, несмотря на солидный список необходимых умений, все эти навыки и знания вполне можно привить дома, занимаясь ежедневными делами или гуляя с ребенком. Выбор методики обучения остается за вами, но мы приведем несколько полезных советов.

Дошкольный класс

Для начала обсудим плюсы и минусы, которые есть у посещения дошкольных классов:

  • такая подготовка в значительной степени избавляет от стрессов и способствует адаптации, так как у ребенка есть возможность завести друзей среди будущих одноклассников, освоиться в школьных стенах, привыкнуть к классу и учителям;
  • родители избавлены от необходимости обучать ребенка дома, так что вся ответственность за предшкольное обучение перекладывается на саму школу – программа составлена так, чтобы привить будущим первоклашкам все нужные умения и навыки в поведении, чтении и письме;
  • подготовительные классы особенно важны, если вы будете посещать не обычную среднеобразовательную школу, а специализированный лицей с углубленным изучением математики или иностранных языков;
  • подготовительный класс часто дает не только психологическое преимущество или больше знаний, но и помогает при зачислении учеников в данную школу;
  • к сожалению, хорошие подготовительные курсы при школе нужно еще найти – иногда там просто «натаскивают» детей на верные ответы при прохождении тестирования. Ребенок очень легко будет выполнять тестовые задания при поступлении в школу, но вряд ли поймет, для чего ему нужны эти знания и как ими пользоваться в будущем;
  • большое количество заданий и занятий может привести к стрессу и, наоборот, отвернуть ребенка от школы. Дома же родители могут грамотно регулировать интенсивность обучения, переводя его в игровую форму.

Домашняя подготовка

Если же говорить о домашней подготовке, которая просто необходима тем, кто не посещал детский садик, то вам помогут несколько простых рекомендаций:

  • не нужно гнаться за формальным результатом! Каждый ребенок — индивидуальность. К любому малышу нужен свой подход, даже если вы уже отработали какие-то приемы на старшем ребенке. Не сравнивайте его с другими, чтобы он не ощущал себя менее успешным и полноценным. Главная задача обучения – обеспечить мотивированность, увлечь малыша, сделать учебу удовольствием и жизненной ценностью;
  • не делайте из учебы обязанность – максимальное число заданий можно решать в процессе игры и общения, поэтому нужно постоянно говорить с ребенком, давать ответы на его вопросы, читать ему книжки;
  • учитесь между делом – когда идете за покупками или просто гуляете в парке, можно предлагать ребенку считать лужи, птиц и кошек, называть номера домов, читать вывески, сравнивать величину разных видов транспорта, пересчитывать покупки, объединять их в группы (овощи, молочные продукты, средства для чистки). Ребенок не хочет писать буквы или цифры дома? Он с удовольствием будет это делать на прогулке, если вы найдете кусочек асфальта и возьмете с собой мел;
  • учите малыша рассуждать – обязательно обсуждайте с ним просмотренные мультфильмы или прочитанные сказки, задавайте вопросы, просите пересказать сюжет и пояснить мотивы героев;
  • развивайте моторику и пространственное мышление – можно изучить геометрические фигуры и привить навык работы с разными предметами и материалами, если вместе с малышом разукрашивать картинки, лепить, рисовать, складывать пазлы;
  • прививайте навыки поведения в новых местах – запоминайте вместе дорогу к новой детской площадке, поясняя малышу, где был поворот направо или налево, а сколько кварталов вы прошли прямо. Кроме того, обязательно научите его переходить дорогу на светофоре;
  • не ругайте и не пугайте ребенка в процессе обучения – если малыш будет запуган тем, что в моменты непонимания его ругают, он никогда не научится задавать толковые вопросы. Всегда уточняйте, все ли понятно, помогайте решать проблемы, хвалите ребенка, даже если он забыл стишок или сбился со счета, но не торопитесь с помощью – считать, писать и рисовать за малыша не стоит;
  • обучайтесь, экспериментируя – понятия веса или объема можно пояснять на простых бытовых примерах. Когда вы готовите на кухне, покажите малышу, что сто грамм риса можно рассыпать кучкой, разровнять по поверхности стола или высыпать в банку, а вот яблоко в стакан не поместится, пока его не потрешь или не разрежешь на кусочки;
  • если вы занимаетесь письмом или другим делом, требующим концентрации, выделите на это не больше получаса. Затем переключитесь на другие занятия, чтобы малыш не потерял интерес;
  • наполняйте обучение смыслом – не стоит сразу давать ребенку много новой информации, например, заставляя просто зубрить названия месяцев. Лучше постепенно рассказать о каждом из них, дать ему характеристику, обратить внимание крохи на то, что происходит в природе, какие на этот месяц приходятся праздники и события;
  • помогите ребенку освоить базовые навыки общения – это особенно важно для детей, которые не ходят в детский сад. Малыш должен научиться выслушивать собеседника, не перебивать (даже если он уже готов ответить на вопрос или знает что-то лучше других), слушать и понимать вопросы, а также выучить вежливые формы обращения и слова просьб;
  • адаптируйте ребенка к реальному миру – он должен понимать, что такое улица, город или дом, отличать диких животных от домашних, а автобус от автомобиля. Первоклассник должен осознавать, как выглядит мир, не только по картинкам, поэтому водите его в зоопарк, показывайте разные модели одного вида транспорта, водите по улицам и проспектам города.

Как пройти собеседование в школу?

Самый важный момент при прохождении собеседования — психологическая подготовка. Увы, ребенок может прекрасно читать, писать и считать, но попросту растеряться перед незнакомыми людьми. Да и родителям не помешает настроиться на нужный лад — нередки случаи, когда они сбивают будущего первоклашку с нужной волны своим нервным поведением. Прислушайтесь к советам психологов:

  • обязательно присутствуйте на собеседовании — даже если вы думаете, что малыш справится без вас. Дети редко хотят в школу только потому, что этого хочется им самим – обычно они стараются доставить удовольствие родителям и получить их одобрение. Хорошо, если придут оба родителя – полная семья в этом случае действует успокаивающе;
  • не спешите вмешиваться в ход собеседования – подсказка может только сбить малыша. Он будет волноваться, что делает что-то не так, замкнется и будет просто ждать верного ответа;
  • перед собеседованием стоит немного прогуляться, поговорить на отвлеченные темы, успокоиться – сразу после сна или еды малыш может показать не самые лучшие результаты просто из-за физиологических особенностей организма;
  • расскажите, куда вы идете и что там будете делать. Поиграйте в собеседование дома, разыграв спектакль с игрушками – можно даже выполнять задания, взятые из интернета;
  • пусть ребенок сам выберет себе одежду из предложенных вариантов – красивый костюм или нарядное платьице помогут ему чувствовать себя увереннее.

И не забывайте: ребенка, отвечающего стандартным нормам развития психики и физиологии, в возрасте 7 лет обязательно возьмут в школу по месту прописки без экзаменов и дополнительных собеседований! Если вам отказали в приеме в престижное образовательное учреждение, не стоит ругать малыша и говорить о том, что он не оправдал ваших ожиданий. Вполне возможно, что текущий уровень подготовки не дал бы первоклашке нормально влиться в процесс обучения по спецпрограмме. Если же вы уделите достаточно внимания тому, чтобы ребенок тянулся к знаниям, позже можно будет перейти в спецшколу.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий

  1. Мария

    А не обнаглели ли современные учителя?!!! Для чего они-то тогда нужны, если ребёнка будут обучать сами родители?!!!

    Ответить