Дефолт в Украине в 2019 году: будет ли

Украина оказалась перед угрозой дефолта. Основные причины сложившейся ситуации — вялый, на уровне 2,5%, экономический рост, неудовлетворительный темп проведения реформ и непомерные долги. Власти отвергают даже разговоры о том, что стране грозит дефолт, но признают необходимость ускорения структурных реформ и продолжения сотрудничества с международными финансовыми организациями. «Апостроф» выяснил, насколько велика сегодня угроза полномасштабного кризиса, что нужно сделать для его недопущения и что будет с простыми украинцами, если предотвратить дефолт все же не удастся.

Украине грозят макроэкономический и валютный кризисы, а, возможно, даже дефолт, что, в свою очередь, может вызвать политический кризис накануне президентских и парламентских выборов 2019 года. Главная причина сложившейся ситуации — недостаточный темп реформ, и, если не принять срочных мер, последствия могут быть весьма серьезными. Об этом заявляют экономисты проекта VoxUkraine и Киевской школы экономики (KSE).

Помимо неудовлетворительной ситуации с проведением реформ, ключевой проблемой, которая может стать спусковым крючком дефолта, являются огромные внешние долги Украины, наибольшие выплаты по которым приходятся как раз на 2019 год.

Как ранее писал «Апостроф», в 2018-2022 годах Украина должна выплатить по своим внешним обязательствам — включая обслуживание долга — $28,7 млрд. В 2019 году выплаты по внешним обязательствам должны составить $4,73 млрд плюс по обслуживанию долга – еще $1,74 млрд (в целом $6,47 млрд).

Карты – на стол!

По мнению экспертов НАБУ, в 2018 год мы вошли крайне сложно. Во-первых, больно ударило по экономике расхождение в 4% между ожидаемой инфляцией и фактической, причем, отнюдь не в пользу первой.

К тому вело немало предпосылок, и дважды поднятая минимальная зарплата, по правде говоря, далеко не так экономически обоснованно, как нам преподносили власти, — это, конечно же, лишь малая доля факторов такой картины. Во-вторых, к сожалению, существенно снизился темп сотрудничества с МВФ – главным двигателем наших реформ, главной поддержкой нашей экономики в столь сложный период.

С одной стороны, госдолг так и не вырос на недополученные в 2017-м два миллиарда, что, вроде бы, позитивно, но, с другой – эти деньги и не пошли на поддержку реформ. А идти они должны по графику в соответствии с договоренностями с ЕС и тем же МВФ, ведь там совершенно никого не волнует, за чей счет теперь будет весь этот банкет.

В то же время и столь рьяно предрекаемого нам некоторыми злопыхателями краха в 2017-м так и не произошло: экономика, пусть и на очень скромные – всего на 2%, все же выросла. Тому способствовала установившаяся в последнее время замечательнейшая тенденция стабильности инвестиционных потоков – который год они держатся на отметке в 20%.

Рост качественно стимулировал и расправивший после революции плечи народ, который объективно чувствует себя в бытовом плане все комфортнее, демонстрируя это ростом потребления товаров. Безусловно, это логичным образом повлекло за собой и рост импорта, что, конечно же, немного негативно влияет на внешнеторговый дефицит.

Если же брать конкретно сектора экономики, то наиболее уверенно себя чувствовало, наконец, вырвавшееся из стагнации строительство, а также, в гораздо большей мере — торговля. Рост по промышленности был, к сожалению, не таким существенным, как ожидалось. Но, учитывая, что во многом это размазанная во времени прибыльность, статистика всего за год здесь будет слишком однобокой.

В чем суть проблемы

Украине нужно обслуживать внешний долг, который на данный момент составляет примерно $52 млрд. До конца 2019 года на эти цели нужно около $6 млрд. Из них до первого тура президентских выборов требуется заплатить $2,6 млрд, до инаугурации в конце мая – $4 млрд.

При этом, на сегодняшний день у Министерства финансов на казначейском счету в иностранной валюте находится чуть больше $1 млрд. То есть нужно где-то найти недостающие $5 млрд.

Актуальная ситуация

Суммарно по текущему и будущему году выплаты по внешним долгам составят порядка 10 млрд.долларов. При том, что в прошлом году Минфин довольно успешно выступил на рынке еврооблигаций и сумел восполнить текущий дефицит почти на 3 млрд., теоретически суммарно всех его денег в совокупности с соответствующими средствами Нацбанка не хватит, чтобы все покрыть Ведь у первого на данный момент осталась всего пара миллиардов.

Спасло бы страну перекредитование, хоть бы у того же МВФ. Но, вот как раз по поводу того, будет ли от него транш в этом году, на который страна так рассчитывает, пока неизвестно. Этот момент очень непрост и зависит от ряда факторов, о которых поговорим чуть позднее.

В то же время, нельзя не вспомнить и о том, что впервые за одиннадцать последних лет Украина демонстрирует позитивный даже первичный баланс, не говоря о том, весь дефицит бюджета в целом уже несколько лет, как не превышает 3%.

Кто-то парирует, что инфляционные настроения целиком и полностью на данный момент управляются Нацбанком, соответственно, ни о какой рыночности и весомом росте экономики, и говорить не приходится. Если же на Институтской бы ослабили «вожжи», рынок получил бы необходимые ему деньги.

Но, на самом деле, если выключить популизм, актуальная монетарная политика таргетирования инфляции – это, пожалуй, даже лучшее, что удалось сделать в банковской сфере, как таковой. Она выбрана была не просто так, и хоть она и является уже давным-давно главным камнем преткновения между Кабмином и НБУ, если смотреть объективно, в текущей ситуации последние абсолютно правы.

Что же касается актуальных реформ, следующие одна за другой реформации образования, пенсионной политики и медицины, многими воспринимаются неоднозначно.

Ряд экспертов сетуют, что для теперешнего сложного положения в экономике, такая очевидная «левизна» перемен, по крайней мере, в краткой перспективе, раздувает бюджет до совершенно немыслимых размеров. С другой стороны, глубокое изучение того, что было принято, позволяет гарантировать, что уже через 5-10 лет дефицит соответствующих фондов и статей распределения казны сократится, и весьма существенно.

Да, реформы жесткие, сразу эффект от них простому народу увидеть будет проблематично, но, в будущем это позволит нашей экономики выйти на уровень, пусть не передовых, но вполне стабильных и успешных европейских держав.

В то же время очень многое тормозит до сих пор нерешенная проблема с земельной реформой, которая сильно сдерживает экономику, в том числе приток инвестиций. Как и не движущееся с места переформатирование судебной системы.

Ведь именно последним фактором во многом объясняется то, что западные инвесторы так опасливо заходят на наш рынок и столь неохотно сотрудничают с нашими предприятиями на нашей же территории. Причем, застой в этой сфере, как ни печально, сохранится, по самым радужным оценкам, где-то еще год: если инвесторы не шли сюда в предыдущие годы, то что их побудить сделать это перед выборами? Особенно учитывая, что у кандидатов рейтинги ниже плинтуса, народ не доверяет совершенно никому, и очень вероятен сценарий смены власти и, соответственно глобального курса, как ни печально.

Почему вопрос нужно решать срочно

Для того, чтобы понять, зачем украинский бизнес так торопит правительство с принятием решений, нужно понимать регламент работы МВФ.

Дело в том, что в августе совет директоров МВФ не работает – это период отпусков. И нужно, чтобы решения украинских властей были приняты сейчас. Тогда на следующей неделе сможет приехать миссия Фонда для подготовки отчета и нового текста меморандума.

Если будет задержка, и решения будут приняты после 20 июля или будут затягиваться, то добавится еще один проблемный пункт – проект бюджета на 2019 год, который, скорее всего, будет еще более сложный, чем в этом году. Причина тому – грядущие выборы. А значит, в госбюджет могут быть внесены расходы на популистские цели. А это, в свою очередь, вряд ли устроит кредиторов.

Впрочем, шанс у Украины еще есть. Буквально несколько часов назад Верховная Рада приняла законопроект №7441 о передаче в Высший антикоррупционный суд всех подследственных ему дел со дня начала его работы. Этот документ был одним из необходимых условий для получения транша от МВФ.

Теперь правительству нужно успеть решить лишь два вопроса: о ценах на газ для населения и дефиците текущего бюджета.

Что год грядущий нам готовит?

В 2019-м, по прогнозам многих источников, в том числе, приближенных и к Кабмину, и к Ассоциации частных инвесторов, Украину ждет чрезвычайно нелегкий выбор.

Между тем, продолжить ли дальше реформы, выполнить максимум обещаний перед западными партнерами и таки получить транш, но, вместе с тем и «съесть» весь тот негатив общества и оппозиции, что будет означать прямую политическую смерть перед выборами, либо же спасти свои кресла, притормозить по реформам и разочаровать кредиторов. Как поступит власть – сказать сложно. Но, в любом случае на одной чаше весов окажется шанс дефолта для страны, а с другой – потеря власти.

В случае продвижения реформ и получения транша, на конец 2019 года по всем прогнозам страна выйдет с полностью погашенными текущими обязательствами и вполне стабильной внутренней экономической ситуацией. Поймут ли это массы? Хороший вопрос…





Сохранить и поделиться:


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*