Сокращение бюджетных мест в ВУЗах Украины в 2019 году: причины

Ожидается, что в 2018-2019 учебных годах подобная тенденция не только закрепится, но и усилится. В результате чего в 2018 году госзаказ будет составлять, примерно, 201 тысячу студентов, а в 2019-м – всего 199 тысяч.

Одновременно с этим планировали существенное увеличение – на 9% — денежного обеспечения квот, и в количественном выражении оно суммарно составило более 23 млрд. грн. за год. Чем объясняют министры подобную тенденцию, и как будут развиваться дальше дела с бесплатным образованием в нашей стране, читайте в подробностях в нашем материале.

Пояснения МОН

В Министерстве говорят, что данное уменьшение госзаказа коснулось исключительно мест по тем специальностям, по которым зарплаты в будущем находятся в топовых строчках рейтингов. Соответственно, там подсчитали, что если студент по окончанию будет получать в разы больше сверстников других профессий, то сейчас он в состоянии оплатить собственное контрактное обучение с легкостью.

С одной стороны, конечно, идея не лишена логики и справедливости, ведь совершенно неправильно было ставить в абсолютно одинаковые условия, например, абитуриентов с юридического факультета и будущих учителей. В конкретике направлений уже точно подсчитано, что под сокращение попали ребята с бакалавратов «туризма», «международного права», «права», «гостинично-ресторанного дела» и «экономики».

В противовес этому больше стипендий стали получать студенты аграрных, естественных и технических специальностей, где на данный момент наблюдается критическое сокращение конкурсов, что, кстати, не в последнюю очередь объясняется и большой конкуренцией за бесплатные места. Также среди прочих причин в Министерстве образования и науки называют изменение демографической ситуации в стране и в разы снизившуюся популярность квалификационного уровня «специалиста».

Основные сведения

В нынешнем году Минобразования передало на ВУЗы РФ новые данные относительно квот приёмной кампании будущего года. Результат – сокращение количества бюджетных мест на уровне 10%. По словам ректора ЛГТУ, набор абитуриентов в университет в 2018-2019 году составляет 1,18 тыс. мест, тогда как в будущем году эта отметка снизиться до 1 тыс. позиций. При этом сокращение затронуло не только гуманитарных направлений образования. Урезались места и по техническим направлениям, главным для ВУЗа. Таким, к примеру, как машиностроение. Важно отметить, что отмеченная отрасль считается очень важной для региона, и в последние годы активно развивается, а потому потребность в соответствующих кадрах вполне логична. Стоит ли говорить, что специалисты в машиностроении сейчас весьма востребованы?!

Возможная причина столь небывалого решения правительства – оптимизация Министерством образования и науки РФ государственного финансирования. Вот только на деле существенно сократиться не только количество бюджетных мест, выделяемых ВУЗу, но и его собственные доходы. Большая часть средств поступает в «казну» университетов в качестве вознаграждения, за выполнение поставленного государством задания – завлечение и обучение студентов на бюджетной основе.

Пока большинство мест ВУЗов, попавших под сокращение 2019 года, относятся к магистратуре. По мнению ректоров, это весьма серьёзные перемены, ведь указанная ступень обучения – следующий шаг к аспирантуре, где проходят подготовку кадры, требующиеся самими учебными заведениями. Итог – уменьшение мест в этом направлении рано или поздно скажется на работе самих преподавателей.

С аналогичной проблемой пришлось столкнуться и Орловскому государственному университету, что в 2016 году обзавёлся статусом опорного в регионе. По словам ректора ОГУ Ольги Пилипенко, сокращение мест в ВУЗе составили лишь 5%. В первую очередь, урезание затронуло строительные специальности, которые в последние годы перестали пользоваться существенной потребностью. Попали под модернизацию высшего образования также экономические и юридические отрасли, правда, в рамках разумной оптимизации. По мнению руководства ОГУ, Минобразования РФ никогда не будет внедрять подобные решение без жёсткого мониторинга потребностей рынка труда.

Потерял часть бюджетных мест и Тамбовский технический университет, по большей части в магистратуре. Перемены 2019 года затронули юриспруденцию, при этом по факту количество бюджетных мест при поступлении увеличилось.

Ранее с проблемой сокращения бюджетных мест столкнулся и самый крупный университет региона – Воронежский ВУЗ. Ещё в нынешнем году учреждение не получило ни одного государственного места на несколько дисциплин, к примеру, на факультет журналистики.

Западный опыт и мы

Довольно сложно проводить какое-то сравнение между Украиной и западными странами в плане системы образования, так как, во-первых, слишком не равны стартовые условия, если говорить о развитых странах, к моделям которых и стоит стремиться в идеале, и нами. А во-вторых, там в корне другой подход к учебе и совершенно иные ментальные традиции.

Это у нас в стране распространен анекдот о том, что каждый второй дворник имеет диплом о высшем образовании. А за рубежом, если ты планируешь заниматься, грубо говоря, работой руками, выбираешь производственные профессии нижнего звена — у тебя при приеме на работу ВУЗовской корочки никто не требует.

В этом плане нам бы поучиться опыту, к примеру, той же Германии, где чрезвычайно развит институт профобразования, где еще со школьной скамьи детей агитируют за выбор нужных экономике профессий, устраивают пробные стажировки, курсы и всячески поддерживают данное направление.

Украинские же молодые специалисты все – как один – с громкими квалификациями в пластиковых «проездных», как их начало называть еще поколение 90-х, в профессиональном же плане делать они по окончанию своего ВУЗа не умеют совершенно ничего.

Помимо проблем с популяризацией бакалавратов и квалификаций младших специалистов конкретных специальностей, недостаточности образовательной базы в данном сегменте, опытного преподавательского состава, в ситуации с платным обучением наблюдаются еще ряд абсолютнейших казусов.

Так, к примеру, с одной стороны мы, по идее, движемся к социальной модели Штатов или Австралии, где для того, чтобы получить хорошее образование основной массе студентов приходится влезать в чудовищные долги по кредитам, копить годами на него, иногда и прерываться на несколько лет, чтобы иметь возможность продолжать обучение.

В принципе, в чем-то эти страны, и похожие на них, в данном подходе, правы: хорошие знания дешево стоить не могут. Но в то же время у них дети имеют все возможности, чтобы подрабатывать и действительно оплачивать свое образование. С нашим же уровнем жизни и ценами за семестр хочется посмотреть на хотя бы одного контрактника, который бы без помощи родителей смог это «тянуть».

Да, и к тому же кроме пресловутого «макдональдса» или других массовых сетей общепита, прочих курьезно малооплачиваемых, непрестижных и тяжелых работ, где еще может устроиться наш студент? Ведь, вспоминая еще один анекдот, у нас при приеме на работе «требуются специалисты от 20 до 25 лет с 10-летним стажем работы, желательно из них 5 – на руководящей должности, и двумя высшими образованиями».

Как ни печально, но совершенно не существует института помощи в трудоустройстве выпускникам школ и студентам в рамках неполной занятости или подработок. Нет абсолютно никакой щадящей целевой кредитной политики, как это присутствует абсолютно везде в мире. И в то же время, практику, например, как в той же Франции или Швеции наличия хотя бы нескольких целиком бесплатных ВУЗов у нас убрали давным-давно…

Что и говорить, ситуация с высшим образованием у нас близка действительно к кризисной. И особенно больно это осознавать в свете того, что, понимая это, растет по экспоненте процент детей, которые срываются «пытать счастья» за границей, влезают в любые грантовые программы, квоты зарубежных университетов и схемы обмена, лишь бы иметь шанс все-таки получить заветный статус.

Вот только обратно возвращаться, даже по окончанию ВУЗов, они никоим образом не спешат, и наша страна теряет в их лице самое главное – квалифицированные кадры, которые могли бы двигать экономику вперед. Что же делаем с этим мы? Правильно, еще больше урезаем количество бесплатных мест, и, по сути, выгоняем ребят искать лучшей жизни где-то в другом месте. Обидно? Еще бы. Не справедливо? А когда у нас в отношении молодежи практиковалось нечто другое?

Вот и получается совершеннейший замкнутый круг: у нас мало бюджетных мест, потому как государство не имеет на них денег, а денег оно не имеет потому, что развивать его экономику попросту некому…

Образовательная реальность

Исходя из утверждённого приказа Министерства образования и науки РФ от января нынешнего года, количество бюджетных мест в ВУЗы на 2019-2020 учебный год составит 549478, тогда как сейчас эта отметка равна 601169 мест. Больше всего мест предусматривается государством относительно программы бакалавриата – 312440. На специалиста выделяется 77110 мест, тогда как на магистратуру – 128848. Причина подобного решения – глобальное снижение финансирование магистратуры (почти на 40%).

Какова будет дальнейшая реальность получения бесплатного высшего образования в России пока неизвестно, но, по мнению аналитиков, сродные решения заставят современных учеников более старательно относиться к собственному образованию. Ведь не исключено, что вскоре бесплатное обучение в Вузах будет предоставляться только лучшим.

Оцените статью

Насколько полезна была эта статья?

Рейтинг: / 5. Голосов:



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*