С момента создания первого поезда лидеры стран неоднократно убеждались в удобности и практичности использования железных дорог. В ряде стран День железнодорожника, как правило, приурочен к первому запуску железнодорожного состава или революционных событиях в данной отрасли. На территории России праздник «День железнодорожника» проводят с конца XIX века.
Дата праздника
День железнодорожника отмечают в первое воскресенье августа. В 2023 году праздник выпадает на 1 августа.
В России событие учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018-X «О праздничных и памятных д
К торжествам имеют отношение все работники железной дороги, вне зависимости от занимаемой должности, и вспомогательный персонал. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Праздник считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие.
О профессии
Железнодорожники занимаются обеспечением движения транспорта по рельсовым путям. Они строят и поддерживают инфраструктуру. Чтобы быть причастным к профессии, необходимо закончить профильное учебное заведение. После выпуска из среднего специального образовательного учреждения можно стать машинистом, управляющим движением состава, проводником вагона, обслуживающим пассажиров, монтажником, проводящим ремонтно-строительные работы.
Регулирование процессов перевозок – более ответственный и престижный труд. К нему допускают выпускников ВУЗов. Они занимаются планированием графиков движения транспорта, его загрузкой, ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, полотна и сооружений. Развитие железнодорожного транспорта осуществляют чиновники Министерства путей сообщения.
История железнодорожного транспорта. ЖД в России
Чтобы узнать насколько давно человечество знакомо с рельсовыми путями, стоит заглянуть в Германию XVI века. В шахтах того времени использовали рельсы и вагонетки, материалом для изготовления которых выступала древесина. Спустя век дерево заменили на железо, что зародило в головах инженеров мысль использовать железную дорогу для пассажирских перевозок.
Человеческая изобретательность не знает границ, что позволило создать паровой двигатель. Последующие модификации поспособствовали использованию разработки в разных транспортных средствах, например, в первой паровой машине созданной Джеймсом Уаттом в 1773 году.
Именно на паровые двигателя обратили внимания инженеры, занимающиеся разработкой железнодорожного транспорта. Пионером в данной области стал британский изобретатель Ричард Тревитик. Инженер в 1801 году презентовал паровоз, который развивал скорость до 10км/ч. Изобретение Тревитика не нашло широкого применения, ведь паровоз, помимо низкой скорости, обладал массой недостатков:
- громоздкость конструкции;
- большой вес, что не позволило использовать чугунные рельсы;
- громкая работа;
- при работе вбрасывалось обильное количество чада, из-за использования угля.
Революционным изобретением в железнодорожном транспорте в 1829 году стал паровоз «Ракета». Разработка принадлежит Джорджу и Роберту Стефенсонам, которые также предложили использовать вместо чугунных железные рельсы, а «подушки», которые после превратились в шпалы, делать из дерева.
Российская империя заинтересовалась в постройке железной дороги с конца XVIII века. В 1830 году начали массово обсуждать значение прокладки железнодорожного пути. Взвесив все «за» и «против» Николай І решает начать строительство. Для разработки проекта в 1934 году специально пригласили инженера из Австрии Франца фон Герстнера. Два года спустя Николай I утвердил указ о постройки железнодорожной линии «Санкт-Петербург — Царское село».
В 1837 году прошло торжественное открытие первой в Царской России железной дороги. Места пассажиров заняли специально приглашенные гости и сам Николай I, а место машиниста занял австрийский инженер. Представленный маленький участок пути стал отправной точкой в развитии железнодорожной индустрии в России.
Шли годы, железная дорога соединяла больше городов. На сегодняшний день Россия берет бронзу в мире по протяжности железных дорог (124 тыс.км). Помимо развития магистралей усовершенствовались и поезда, что позволяло перевозить больше грузов и людей, положительно влияя на экономику и инфраструктуру страны.
Поезда сыграли ключевую роль не только в мирное время. В крупномасштабных конфликтах, в частности во Второй мировой войне, использовались бронепоезда, которые представляли собой тяжелобронированных монстров с крупнокалиберными пушками и пулеметами.
Серьезная слабость такой боевой единицы: зависимость от рельсовых путей, уничтожение которых ограничивали действия поезда, вплоть до схода состава с рельс. Поезда активно использовались для транспортировки на фронт боевых машин (танков, броневиков, САУ), а также доставляли провизию и боеприпасы. Известнейшими бронепоездами выступают:
- Козьма Минин — воплощен в металле в 1941-1942 года. Оказывал стойкое сопротивление немецким оккупационным войскам во время Курской битвы.
- Илья Муромец — создан в 1941-1942 годах. Принимал участие в ряде сражений. Остановился во Франкфурте-на-Одере, из-за разрушенного моста через реку.
На сегодня в распоряжении железнодорожников России, помимо тепловозов и электровозов, находится скоростной поезд «Сокол», способный развивать скорость свыше 200 км/ч.
Мероприятия ко Дню железнодорожника
К праздничному дню администрация города готовится заранее, особенно в крупных городах и населенных пунктах, где железнодорожные узлы имеют стратегическое значение.
К празднику стараются закончить работы, связаны с ремонтов путей или прокладкой новых направлений. Руководство стремится поставить на рельсы парочку современных составов, тем самым провести модернизацию железнодорожной структуры РФ. Отличившихся работников и руководителей награждает администрация города и государства.
Как и полагается столице, в Москве пройдут масштабные мероприятия посвященные железнодорожникам: на площадях установят сцены, где любой прохожий сможет стать свидетелем выступлений любительских коллективов. Также стоит учитывать то факт, что праздник выпадает на выходной день, что позволит весело отдохнуть в кругу любящей семьи.
Праздничная программа
Сценарий корпоратива железнодорожного праздника состоит из трех частей:
- Официально-праздничная. Проходит в актовом зале, ресторане или кафе. Помещение украшают красочными плакатами с поздравлениями, тематическими постами и декорациями. На официальной части поздравляют всех присутствующих железнодорожников, оглашают заслуги и достижения, вручают почетные грамоты.
- Развлекательная. Торжественную часть продолжают выступления передовых специалистов, викторины и конкурсы на железнодорожную тематику, концерты, самодеятельные номера, в которых активное участие берут талантливые сотрудники.
- Праздничное застолье. Обязательная часть вечерней программы праздника, на которой звучат поздравления и тосты от руководителей, коллег и гостей. Завершает праздник танцы или тематическая дискотека, в которой исполняются песни о дорогах и поездах.
Поздравления с Днем железнодорожника
Всем, кто связан с железной дорогой,
Кто в депо, на вокзале, в пути,
Пожелать вам мне хочется много
Счастья в деле любимом найти.
Чтоб была жизнь ваша счастливой,
Чтобы ровной была колея.
Чтоб встречали с улыбкой, учтиво
И коллеги вас, и друзья.
***
Ты жизнь свою решил с железною дорогою связать,
И в праздник твой, который ты сегодня отмечаешь,
Тебя хочу поздравить искренне и пожелать,
Чтобы сбылось все то, о чем ты сам мечтаешь.
***
С Днем железнодорожника я вас поздравляю,
Голубого неба в этот день желаю.
Мира и улыбок, радости и счастья,
Пусть всегда обходят стороной ненастья.
А еще успеха, денег и удачи,
Чтоб начальство ставило проще вам задачи.
Интересной жизни, ярких впечатлений,
Блестящих идей и больших достижений!
***
С Днем железнодорожника тебя поздравляю,
Мира, спокойствия, счастья желаю.
Пусть будет жизнь твоя радостно-светлой,
Исполнятся планы, желанья заветные!
***
В этот праздник мировой
Мы поздравляем все тебя.
Ведь жизнь с железною тропой
Уж точно ты связал не зря.
Тебе желаем мы терпенья,
В дороге легкого пути.
По жизни вечного везенья,
И по призванию идти!