В декабре выпускники 11-х классов пишут итоговое сочинение по литературе, которое станет допуском к ЕГЭ 2024 года и самое время обсудить, какие новые направления и темы в этот раз предлагают эксперты ФИПИ.
Те, кто не сможет справиться с поставленной задачей с первого раза, или будет отсутствовать в указанный день по уважительной причине, смогут написать сочинение в резервные дни:
- 5 февраля 2024 года;
- 6 мая 2024 года.
Формат проведения экзамена
Декабрьское сочинение выпускники пишут на базе своих учебных заведений. Темы итогового сочинения 2024 учебного года будут озвучены, когда все экзаменуемые займут свои места в аудиториях. Как правило, это происходит за 15 минут до непосредственного начала отсчета времени.
На написание работы 11-классникам будет отведено 3 часа 55 минут.
Экзаменуемым будет предложено на выбор 5 тем (по одной из каждого направления):
- Война и мир (направление приурочено к 150-летию великого произведения Льва Николаевича Толстого);
- Надежда и отчаяние;
- Добро и зло;
- Гордость и смирение;
- Он и она.
Многие эксперты считают, что направление, посвященное роману «Война и мир» — настоящий подарок для выпускников, которые не поленились прочесть это произведение.
Важно! Кардинальных нововведений в требованиях к тому, как должно быть написано итоговое сочинение 2024 года нет, но стоит учесть, что актуальными остались нововведения, принятые в прошлом году.
Особое внимание стоит уделить таким пунктам:
- Минимальный объем текста сочинения для всех направлений – 250 слов, но эксперты рекомендуют писать не менее 350.
- Сочинение должно соответствовать выбранной теме (нельзя подменять заданную тему другой, близкой по смыслу).
- Писать необходимо с опорой на литературный материал.
- В тексте должны быть изложены не только сухие аргументы, а и личное мнение автора, его отношение к проблеме, выводы.
Если будут выдержаны минимум 3 первых пункта, можно рассчитывать на «зачет»!
Более подробно о том, как нужно и, что немаловажно, как не нужно писать сочинение по литературе для доступа к ЕГЭ 2024 (независимо от выбранной темы), смотрите в видео уроке:
Темы и направления
Напомним, что экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря. Их будет 5 на выбор, по одному к каждому направлению.
«Война и мир» – к 150-летию великой книги
1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
7. «Война и мир» как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
Также рекомендуем посмотреть советы репетитора:
Надежда и отчаяние
1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние?
В ходе проработки этих тем можно опираться на тексты произведений:
№ |
Произведение |
Автор |
1 |
Война и мир |
Л. Н. Толстой |
2 |
Тихий дон |
М. А. Шолохов |
3 |
Телеграмма |
К. Г. Паустовский |
4 |
Преступление и наказание |
Ф. М. Достоевский |
5 |
Гроза |
А. Н. Островский |
6 |
Белая гвардия |
М. А. Булгаков |
7 |
Судьба человека |
М. А. Шолохов |
8 |
Капитанская дочка |
А. С. Пушкин |
9 |
Надежда |
Ф. А. Абрамов |
10 |
Надежда |
И. А. Бунин |
Больше советов о написании сочинения по направлению «Надежда и отчаяние» вы найдете в видео уроке:
Добро и зло
1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?
В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:
№ |
Произведение |
Автор |
1 |
Мастер и Маргарита |
М. А. Булгаков |
2 |
Капитанская дочка |
А. С. Пушкин |
3 |
Война и мир |
Л. Н. Толстой |
4 |
Судьба человека |
М. А. Шолохов |
5 |
Дурачок |
Н. С. Лесков |
6 |
Юшка |
А. Платонов |
7 |
Гарри Поттер |
Дж. К. Роулинг |
8 |
Властелин колец |
Дж. Толкин |
9 |
Песнь Льда и Огня |
Дж. Мартин |
Подробнее о том, на что обратить внимание тем, кто остановит свой выбор на направлении «Добро и зло», смотрите в онлайн уроке:
Гордость и смирение
1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?
Действительно, многие из предложенных тем могут показаться сложными для 11-классника. Но, если разобраться в понятиях «гордость» и «смирение» более детально, то можно найти множество примеров для аргументации на страницах таких литературных произведений, как:
№ |
Произведение |
Автор |
1 |
Тарас Бульба |
Н. В. Гоголь |
2 |
Шинель |
Н. В. Гоголь |
3 |
Старуха Изергиль |
М. Горький |
4 |
На дне |
М. Горький |
5 |
Гроза |
А. Н. Островский |
6 |
Евгений Онегин |
А. С. Пушкин |
7 |
Отцы и дети |
И. С. Тургенев |
8 |
Герои нашего времени |
М. Ю. Лермонтов |
9 |
Отверженные |
В. Гюго |
10 |
Большие надежды |
Ч. Диккенс |
11 |
Преступление и наказание |
Ф. М. Достоевкий |
12 |
Три мушкетера |
А. Дюма |
Подробнее о том, чем интересно данное направление и какие произведения стоит читать в первую очередь, смотрите в подробном видео-разборе:
Он и она
1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?
11. Легко ли быть любимым?
Искать примеры и аргументы педагоги рекомендуют в таких произведениях:
№ |
Произведение |
Автор |
1 |
Война и мир |
Л. Н. Толстой |
2 |
Анна Каренина |
Л. Н. Толстой |
3 |
Капитанская дочка |
А. С. Пушкин |
4 |
Евгений Онегин |
А. С. Пушкин |
5 |
Мастер и Маргарита |
М. А. Булгаков |
6 |
Солнечный удар |
И. А. Бунин |
7 |
Митина любовь |
И. А. Бунин |
8 |
Грамматика любви |
И. А. Бунин |
9 |
Чистый понедельник |
И. А. Бунин |
10 |
Гранатовый браслет |
А. И. Куприн |
11 |
Первая любовь |
И. А. Бунин |
12 |
Алые паруса |
А. Грин |
Подробнее о том, какие особенности данного направления состоит учитывать и на что в первую очередь обратить внимание, практикуясь писать итоговое сочинение 2024 года по темам блока «Он и она», смотрите в видео уроке:
Заключение
На самом деле бояться первого испытания не стоит, ведь получить «зачет» совершенно не сложно. Главное ознакомиться с требованиями, которые выдвигают методические рекомендации к итоговому сочинению, составленные для 2024 года, и прочесть литературный минимум, в первую очередь, обратившись к универсальным произведениям, в которых можно найти массу аргументов для самых разных направлений.
Какие из произведений можно отнести к универсальным смотрите в видео уроке опытного репетитора: