Ежегодно в России проводится конкурс «Учитель года», организатором которого является Министерство образования и науки РФ, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета». Цель конкурса – выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта, а также повышение престижа труда данной профессии.
Конкурс проводится с 1992 года. До распада СССР проводился аналогичный конкурс, но всесоюзного масштаба. Такой же конкурс проводится в Казахстане, Белоруссии, Молдове, Украине, США и других странах мира.
Цели конкурса и его распространенность в мире
В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.
У конкурса есть и другие цели:
- Поддержка творческих начинаний учителя.
- Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
- Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
- Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
- Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
- Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
- Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
- Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.
Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.
Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.
Этапы проведения конкурса
Каждый из участников мечтает пройти как можно больше этапов в педагогическом соревновании. Но только лучшие из лучших дойдут до финала. Это трудная и ответственная борьба.
- Первый этап проводится образовательными учреждениями:
- школами;
- лицеями;
- гимназиями.
- Победитель школьного этапа делегируется от образовательного учреждения на второй, муниципальный этап. Проводится он органами местного самоуправления.
- Лучший из педагогов района направляется на региональный этап конкурса, который проводят государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
- Заключительный этап проводится Министерством образования РФ.
Структура конкурсных испытаний
Финал конкурса проходит в два этапа:
- заочный тур
- три очных тура.
Конкурсные мероприятия транслируются на официальном сайте финала конкурса. Там же можно будет узнать и о дате проведения очередного ежегодного конкурса.
Заочный тур
Заочный тур имеет название «Методическое портфолио» и состоит из двух конкурсных испытаний:
- «Интернет-ресурс».
- «Я – учитель».
В заочном туре проводится экспертиза методического портфолио участников финала конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте финала конкурса.
«Интернет–ресурс»
Целью данного состязания будет демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий, имеющихся в арсенале педагога.
Участник может представить на суд жюри свой сайт, страницу в социальной сети, блог.
Критерии оценки конкурсного испытания:
- информационная насыщенность;
- безопасность;
- комфортность виртуальной образовательной среды;
- актуальность информации;
- оригинальность и адекватность дизайна.
Все критерии являются равнозначными и оценивается в семь баллов. Максимальный общий балл – 35.
Конкурсное испытание «Я – учитель»
На этом этапе участник представляет педагогическое эссе, где раскрывает свои мотивы выбора учительской профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимания миссии педагога в современном мире, демонстрирует личное видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Время написания эссе в аудитории – пять часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Очные туры
УЧИТЕЛЬ — ПРОФИ | УЧИТЕЛЬ — МАСТЕР | УЧИТЕЛЬ — ЛИДЕР |
Первый тур «Учитель-профи» включает два конкурсных испытания:
|
Второй тур «Учитель-мастер» состоит из трёх испытаний:
|
Третий тур «Учитель-лидер» проходит в Москве в формате разговора с Министром просвещения, где участники конкурса предлагают своё видение существующих в педагогике проблем и предлагают пути выхода из сложных ситуаций. |
Критерии оценки:
|
Критерии оценки:
|
Критерии оценки:
|
Награждение победителя 2019
Победа в этом конкурсе значимое событие не только для участника, но и его школы и региона, где он проживает. В следующем году принимать конкурсантов будет именно город победителя. Все участники получают грамоту либо ценный подарок с учетом занятого места. Победителя первого этапа поощряются грамотой, а 2 и 3 – призами.
Награждение финалистов и вручение хрустальных пеликанов будет проводиться под руководством Садовничего Виктора Антоновичка, который является ректором МГУ. Лучший участник будет приглашен на работу в МГУ и в Кремль.
Предыдущие победители конкурса «Учитель года»
Вполне нормально, что рядовые граждане не знают всех отличившихся педагогов поименно. Зато их имена и фамилии известны в том населенном пункте, где они проживают. Также об этом знают и в их школе. Хотя у некоторых людей есть стойкое убеждение, что в основном побеждают лишь педагоги обеих столиц. Это не совсем так, но среди лауреатов часто мелькают учителя из Московской и Ленинградской областей. Речь не идет о самих городах, так, например, в 2013 году победил А.Г.Сиденко, учитель информатики из деревни Беляниново в МО.
Победители конкурса есть в разных частях России. Список уже большой, включающий в себя Калининград, Челябинск, Армавир и даже Нурлат, находящийся в Татарстане, а также множество других городов. Все этого говорит о том, что учителя из любого уголка страны могут составить конкуренцию московским педагогам. Это же касается и предметных дисциплин. Среди победителей есть как математики с химиками и физиками, так и филологи с биологами, обществоведами и учителями музыки. Все они говорят, что даже без победы участие в этом конкурсе полезно — оно дает профессиональный рост, что не так просто получить даже из самой качественной методической литературы. Победа в конкурсе лишь является частью процесса становления педагога, говорящая о том, что учитель уже стал хорошим профессионалом.