Конкурс Учитель года 2019: требования, этапы

Ежегодно в России проводится конкурс «Учитель года», организатором которого является Министерство образования и науки РФ, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета». Цель конкурса – выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта, а также повышение престижа труда данной профессии.

Конкурс проводится с 1992 года. До распада СССР проводился аналогичный конкурс, но всесоюзного масштаба. Такой же конкурс проводится в Казахстане, Белоруссии, Молдове, Украине, США и других странах мира.

Цели конкурса и его распространенность в мире

В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.

У конкурса есть и другие цели:

  1. Поддержка творческих начинаний учителя.
  2. Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
  3. Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
  4. Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
  5. Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
  6. Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
  7. Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
  8. Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.

Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.

Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.

Этапы проведения конкурса

Каждый из участников мечтает пройти как можно больше этапов в педагогическом соревновании. Но только лучшие из лучших дойдут до финала. Это трудная и ответственная борьба.

  1. Первый этап проводится образовательными учреждениями:
  • школами;
  • лицеями;
  • гимназиями.
  1. Победитель школьного этапа делегируется от образовательного учреждения на второй, муниципальный этап. Проводится он органами местного самоуправления.
  2. Лучший из педагогов района направляется на региональный этап конкурса, который проводят государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
  3. Заключительный этап проводится Министерством образования РФ.

Структура конкурсных испытаний

Финал конкурса проходит в два этапа:

  • заочный тур
  • три очных тура.

Конкурсные мероприятия транслируются на официальном сайте финала конкурса. Там же можно будет узнать и о дате проведения очередного ежегодного конкурса.

Заочный тур

Заочный тур имеет название «Методическое портфолио» и состоит из двух конкурсных испытаний:

  1. «Интернет-ресурс».
  2. «Я – учитель».

В заочном туре проводится экспертиза методического портфолио участников финала конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте финала конкурса.

«Интернет–ресурс»

Целью данного состязания будет демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий, имеющихся в арсенале педагога.

Участник может представить на суд жюри свой сайт, страницу в социальной сети, блог.

Критерии оценки конкурсного испытания:

  • информационная насыщенность;
  • безопасность;
  • комфортность виртуальной образовательной среды;
  • актуальность информации;
  • оригинальность и адекватность дизайна.

Все критерии являются равнозначными и оценивается в семь баллов. Максимальный общий балл – 35.

Конкурсное испытание «Я – учитель»

На этом этапе участник представляет педагогическое эссе, где раскрывает свои мотивы выбора учительской профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимания миссии педагога в современном мире, демонстрирует личное видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Время написания эссе в аудитории – пять часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.

Очные туры

УЧИТЕЛЬ — ПРОФИ УЧИТЕЛЬ — МАСТЕР УЧИТЕЛЬ — ЛИДЕР
Первый тур «Учитель-профи» включает два конкурсных испытания:

  1. «Методический семинар».
  2. «Урок».

 

Второй тур «Учитель-мастер» состоит из трёх испытаний:

  1. «Мастер-класс».
  2. «Классный час.
  3. «Образовательный проект».

 

Третий тур «Учитель-лидер» проходит в Москве в формате разговора с Министром просвещения, где участники конкурса предлагают своё видение существующих в педагогике проблем и предлагают пути выхода из сложных ситуаций.
Критерии оценки:

  • результативность и практическая применимость,
  • коммуникативная культура,
  • оригинальность и творческий подход,
  • научная корректность и методическая грамотность,
  • информационная и языковая грамотность.
Критерии оценки:

  • уровень вовлеченности учащихся при обсуждении темы,
  • убедительность и аргументированность позиции,
  • коммуникативная компетентность,
  • информационная и языковая культура,
  • личностные качества.
Критерии оценки:

  • понимание тенденций развития образования,
  • масштабность и нестандартность суждений,
  • обоснованность и конструктивность предложений,
  • коммуникационная и языковая культура,
  • наличие ценностных ориентиров и личная позиция.

Награждение победителя 2019

Победа в этом конкурсе значимое событие не только для участника, но и его школы и региона, где он проживает. В следующем году принимать конкурсантов будет именно город победителя. Все участники получают грамоту либо ценный подарок с учетом занятого места. Победителя первого этапа поощряются грамотой, а 2 и 3 – призами.

Награждение финалистов и вручение хрустальных пеликанов будет проводиться под руководством Садовничего Виктора Антоновичка, который является ректором МГУ. Лучший участник будет приглашен на работу в МГУ и в Кремль.

Предыдущие победители конкурса «Учитель года»

Вполне нормально, что рядовые граждане не знают всех отличившихся педагогов поименно. Зато их имена и фамилии известны в том населенном пункте, где они проживают. Также об этом знают и в их школе. Хотя у некоторых людей есть стойкое убеждение, что в основном побеждают лишь педагоги обеих столиц. Это не совсем так, но среди лауреатов часто мелькают учителя из Московской и Ленинградской областей. Речь не идет о самих городах, так, например, в 2013 году победил А.Г.Сиденко, учитель информатики из деревни Беляниново в МО.

Победители конкурса есть в разных частях России. Список уже большой, включающий в себя Калининград, Челябинск, Армавир и даже Нурлат, находящийся в Татарстане, а также множество других городов. Все этого говорит о том, что учителя из любого уголка страны могут составить конкуренцию московским педагогам. Это же касается и предметных дисциплин. Среди победителей есть как математики с химиками и физиками, так и филологи с биологами, обществоведами и учителями музыки. Все они говорят, что даже без победы участие в этом конкурсе полезно — оно дает профессиональный рост, что не так просто получить даже из самой качественной методической литературы. Победа в конкурсе лишь является частью процесса становления педагога, говорящая о том, что учитель уже стал хорошим профессионалом.



Сохранить и поделиться:


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*