Мусорная реформа 2019 года: что нас ждет, последние новости

Мусорная реформа с 1 января 2019 года стартовала в подавляющем большинстве регионов России. Расскажем, правда ли, что мусор теперь обязательно нужно сортировать, кто будет обеспечивать вывоз отходов, сколько это стоит, чем будет отличаться реализация реформы на селе и в частном секторе, а также назовем регионы, в которых начало мусорной реформы отложено.

Ситуация до реформы

Все манипуляции с отходами как промышленными, так и бытовыми регулируются законом №89, принятым Госдумой 22.05.1998 г.и подписанный президентом 24.06.1998 г. В документе прописаны нормы обращения с отходами для того, чтобы:

  • Максимально использовать их в качестве вторсырья.
  • Не допустить вредное воздействие на человека и окружающую среду.
  • Уменьшить их образование.
  • Правильно переработать/складировать/обезвредить/захоронить.

При этом за сбор и переработку мусора отвечали муниципальные ведомства. Стоимость оказания этого вида услуг включалась в общий коммунальный платеж. Закон действовал 20 лет практически без изменений, однако, с ухудшением экологической ситуации потребовалось пересмотреть действующее законодательство. 22 декабря 2017 г. Госдума утвердила ФЗ №503 о внесении изменений и поправок в документ, а 31.12.2017 г. его подписал президент страны.

Весь 2018 год отводился на подготовку к внедрению “мусорных”новшеств. В чем суть реформы? Кто же в 2019 году будет отвечать за увоз мусора и его утилизацию?

Что нового?

Смысл реформы заключается в:

  • Раздельном сборе мусора. Это нужно для того, чтобы иметь возможность его переработать, т. е. использовать в качестве вторсырья.
  • Назначении одной компании-оператора для каждого субъекта Федерации. Т. о. работу по выполнению обязательств легче контролировать.
  • Часть средств, полученных в результате увеличения тарифа, направить на строительство современных заводов по переработке/утилизации мусора (как следствие – ликвидация существующих свалок).

Согласно внесенным изменениям (ФЗ№503) с 1.01.2019 ответственность за все действия с отходами возлагаются на регионы. Отныне им предоставляется право решать, где оборудовать мусорные полигоны, выбирать компанию-оператора по вывозу мусора, продумать схемы вывоза, накопления и переработки мусора и т. д.

Еще один ключевой момент – плата за вывозку твердых коммунальных отходов (ТКО) теперь рассчитывается не по метражу квартиры (дома), а по количеству человек прописанных на этой жилплощади.

Для подготовки к мусорной реформе регионам отводились следующие сроки:

  • До 1.05.18 – выбор регионального оператора.
  • До 1.07.18 – установка новых тарифов.

На сегодня далеко не все справились с поставленной задачей. Если с выбором регоператора определились 70 субъектов РФ, то новые тарифы по ТКО установили всего в 35 регионах.

По словам Ольги Тимофеевой (зам. пред. Госдумы; сопредседатель ОНФ), закон о проведении мусорной реформы с 1 января 2019 года есть, а базы для выполнения законодательства – нет. Регионы просто игнорируют или противодействуют новым правилам по отвозу мусора. Сроки, отведенные государством на переход к новому порядку обращения с отходами, сорваны.

Стало известно, что 18.12.18 Госдума утвердила законопроект, предусматривающий отсрочку в переходе на новую систему сбора и утилизации ТКО. Переходный период продлится для:

  • Городов федерального значения – 3 года (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
  • Регионов – 1 год. Мера действенна для тех регионов, которые не могут найти подходящего частного/государственного оператора, отвечающего за отвоз и переработку мусора.

Также на четыре года, разрешено использовать имеющиеся “нелегальные” полигоны (невнесенные в госреестр) для захоронения ТКО. То есть мусор так и будут свозить на свалки, которые уже и так переполнены.

За отведенное дополнительное время должна быть построена перерабатывающая инфраструктура, позволяющая сортировать мусор и возвращать сырье в производство.

Где мусорная реформа началась, а где отложена?

Реализация вышеперечисленных новшеств ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее—закон № 89-ФЗ) по факту не отложена, равно как нет и предпосылок к отмене мусорной реформы. Однако ряду субъектов РФ при определенных условиях разрешено перенести сроки перехода к новой системе обращения с ТКО.

Перечислим основные положения ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, согласно которым городами федерального значения и регионами может быть использована названная отсрочка:

  • Москва, Санкт-Петербург и Севастополь наделены правом не применять положения закона №89-ФЗ, касающиеся вопроса обращения с ТКО, до 01.01.2022. В указанные сроки органы исполнительной власти перечисленных городов федерального значения определяют политику обращения с ТКО, а плата за вывоз и утилизацию данных отходов включается в плату за содержание жилого фонда. Таким образом, для Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы мусорная реформа с 1 января 2019 не начиналась в указанной части — фактически она отложена  на  срок до 3 лет;
  • если на территории субъекта РФ не представляется возможным выбрать или назначить (в установленных законом случаях) единого регионального оператора по обращению с ТКО, то в таком регионе допустимо не применять перечисленные положения ФЗ о мусорной реформе до 01.01.2020. В этот переходный период политику обращения с ТКО определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Обратите внимание! Если объект для размещения ТКО, введенный в эксплуатацию в срок до 01.01.2019, не имеет всей необходимой документации, то такой объект все равно может быть использован в переходный период до 01.01.2023 года для данных целей (при наличии положительного заключения контролирующих органов).

 Кто будет отвечать за вывоз и утилизацию ТКО?

Начиная с 01.01.2019, в соответствии с положениями новой мусорной реформы, в регионах выбираются единые региональные операторы — организации, ответственные за вывоз и утилизацию ТКО в рамках заключенных с собственниками ТКО договоров.
Обратите внимание! Выбор единого регионального оператора для каждого конкретного субъекта РФ производится на основании конкурсного отбора, организуемого и проводимого органами исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).
Такой конкурсный отбор осуществляется в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.

Привлечение региональных операторов при реализации схемы обращения с ТКО вовсе не ново как факт. Однако со временем количество таких организаций выросло настолько, что осуществлять эффективное управление и контроль такого количества региональных операторов стало затруднительно. По этой причине мусорная реформа помимо прочего ограничивает количество региональных операторов для каждого субъекта РФ.

Сколько нужно платить в 2019 – тарифы и отдельная строка в платежке

Пожалуй, наиболее обсуждаемыми и спорными стали новости мусорной реформы, связанные с изменением тарифов для физических лиц за вывоз и утилизацию мусора.

Так, с января 2019 года названный тариф указывается отдельной строкой в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Напомним: ранее, до начала реализации мусорной реформы в России, тариф был включен в строку «Содержание и ремонт жилья». Услуга по вывозу и утилизации ТКО относилась к категории «жилищных», обязанности по ее предоставлению были возложены на муниципальные власти.
Обратите внимание! В каждом субъекте РФ с января 2019 года устанавливаются свои нормативы накопления мусора для жилых помещений и для прочих категорий потребителей (например, административных и офисных учреждений, магазинов, учебных заведений и т.д.) Исходя из них, региональные власти утверждают либо единый тариф регионального оператора, либо несколько тарифов регионального оператора по видам услуг. Раньше тариф на вывоз отходов не регулировался властями.

При определении нормативов должны быть использованы положения (помимо закона №89-ФЗ):

  • Правил коммерческого учета…, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505;
  • Методических рекомендаций…, утв. Приказом Минстроя России от 28.07.2016 №524/пр;
  • Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
  • письма ФАС России от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации…»;
  • распоряжений и положений регионального уровня о тарифной и ценовой политике, об оплате потребителями услуг по обращению с ТКО и др.

Что думают эксперты?

Мнение о мусорной реформе 2019 высказал 12.10.18 на пресс-конференции в ТАСС глава ОП РФ (Общественной Палаты России) Валерий Фадеев. По его словам, большинство частных регоператоров не справляются с глубокой переработкой ТКО, как результат, лишь малая часть сырья возвращается в производство. Люди недовольны, количество свалок не уменьшается, а растет, работа полигонов неудовлетворительная. Большинство граждан категорически против строительства вблизи населенных пунктов мусоросжигательных заводов, т. к. это приведет к ухудшению экологической обстановки и окажет прямое негативное воздействие на здоровье жителей. Все заверения о безопасности современных мусороперерабатывающих технологиях вызывают только недоверие и протест населения.

Среди предложений от ОП РФ президенту прозвучало:

  • Обеспечение экологической безопасности государству необходимо взять на себя, а не перекладывать на частный бизнес.
  • Необходимость и приоритет в переработке отходов во вторсырье. А значит строительство высокотехнологичных объектов, которые обеспечат превращение отходов в сырье. В настоящее время заводы, использующие вторсырье как исходный продукт загружены всего на 50-55%.
  • Национализировать полигоны.
  • Жесткий государственный контроль в регионах. Губернаторы будут лично отвечать за проведение реформы.
  • Открытость и публичность проводимой реформы.

Согласно новому закону с 1 января 2019 года начнут действовать иные правила по обращению с ТКО. Цель проведения “мусорной реформы” –ликвидировать несанкционированные свалки, возвращать отсортированные ценные компоненты на вторичную переработку. Время, отведенное региональным властям на реализацию нововведений в 2018 году, оказалось недостаточным. Благодаря принятой отсрочке население получит значительное повышение “мусорных тарифов”, но не увидит существенных изменений еще как минимум до 2020 года.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий