Мусорная реформа с 1 января 2019 года: изменения, последние новости

Напомним, что с 1 января 2019 года Россия должна перейти на новую систему обращения с отходами. До 1 мая 2018 года регионы должны были выбрать регионального оператора, а до 1 июля 2018 года — утвердить новые тарифы для населения. После начала работы регионального оператора услуги по обращению с коммунальными отходами исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества и будут прописаны в отдельной строке.

К 25 июня в 11 субъектах РФ и муниципалитетах работают 13 операторов. Выбраны 170 региональных операторов в 67 субъектах РФ. В 13 регионах объявили конкурсные процедуры. В Москве, Пермском крае и Самарской области конкурс еще не начался.

Опрошенные «Известиями» операторы мусорного рынка, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что тарифы как минимум в два раза выросли в нескольких крупных городах Ростовской, Курской и Белгородской областях. В Москве рост возможен на 65-70% — также на условиях анонимности утверждают опрошенные изданиями сотрудники столичной «мусорной отрасли».

Законодательная база

Правила обращения и утилизации отходов населения и предприятий регламентируются Федеральным законом № 89, подписанным еще в 1998 году. Согласно ему, ответственными за утилизацию отходов были муниципалитеты, и эта услуга считалась из ряда жилищных. Но такая схема давно изжила себя, в результате чего многие города страны стали просто утопать в мусоре, пример чему – скандал в Челябинске осенью 2018, когда в городе просто перестали утилизировать бытовые отходы.

О проведении реформы заговорили еще в 2017, и вылилось все это во внесение изменений в действующее законодательство: Путин подписал ФЗ № 503-ФЗ, по которому уполномоченными за сбор, накопление и переработку отходов, а также систему классификации мусора становятся регионы. Власти на местах сами решают, где строить накопительные площадки, кого назначать ответственными за вывоз, при этом жители имеют право голоса в этом вопросе.

Подготовка к вступлению реформы в силу началась еще в 2018. До 1 мая местные власти должны были выбрать регионального оператора, а до 1 июля установить тарифы на услуги. До этого эта функция возлагалась на муниципалитеты, а оплата за утилизацию мусора входила в сумму за содержание дома.

Положение на местах

К концу июня 2018 года региональные операторы были выбраны в 67 субъектах Российской Федерации и только в 11 из них они начали работать. 13 регионов к этому времени только объявили конкурс, а в Москве, Самаре и Пермском крае, похоже, вообще забыли о реформе. Утверждение тарифов и вовсе затянулось. Получается, что все сроки были сорваны, поэтому совершенно непонятно, как будет обстоять дело с мусором с 1 января. Население с нетерпением ждет новостей о том, какие же цифры будут проставлены в квитанциях с коммунальными платежами.

И дело здесь вовсе не в нежелании заниматься решением проблемы, а в малых сроках на реализацию проекта. Многие регионы просто не имеют возможность быстрой смены правил работы с отходами, ведь кроме банального вывоза мусора машинами надо по новым правилам оборудовать полигоны. Парадоксально, что самые проблемные в этом плане города получили отсрочку, а значит, что люди в них ничего, кроме повышения цен на эту услугу не получат.

Проблемы реализации реформы

Реформа не решает проблемы окружения городов и сел свалками. Перспектива избавиться от них появится только у городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где просто вынуждены будут строить современные комплексы по переработке мусора. В остальных же регионах, а тем более в сельской местности, жители все так же будут жить возле свалок, при этом платить за услугу им надо будет в разы больше. По правилам, полигон должен быть оборудован за 50 км от населенного пункта, но где при этом в субъектах РФ взять столько свободного пространства, чтобы через эти 50 км не попасть в одно из сел, остается непонятным.

Второй момент – сортировка мусора. Региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку и сдачу отходов на полигон, при этом схемы оборудования мусорных площадок отдельными контейнерами нет, как и нет  порядка их забора перевозчиками. Если делать по правилам, то в каждом дворе на расстоянии не менее 20 метров от дома должна появиться бетонная площадка с металлическим ограждением, на которой должны стоять контейнеры для разного вида отходов, в том числе и для опасных (люминесцентных ламп, батареек, которые люди просто выбрасывают вместе с бытовыми отходами). В густонаселенных городах такую роскошь смогут позволить себе не все дворы. Плюс к этому – несколько машин, занимающихся сбором конкретного вида мусора. К такому повороту событий готовы далеко не все регионы.

Сколько платить

Переложив полномочия на региональные власти, правительство, похоже, забыло о проблеме и даже не дало никаких рекомендаций, как рассчитать стоимость новой услуги. Единственное, что станет общим для всех субъектов – получение платы не из расчета квадратных метров, на которых проживает семья, а от каждого ее члена. Получается, что даже по старым тарифам плата должна увеличиться. Со вступлением в силу реформы и увеличением расходов, связанных с утилизацией мусора, в коммунальных платежках грозит появиться довольно внушительная сумма.

Окончательных расценок пока нет, но прогнозы не утешительные. В некоторых регионах сумма за вывоз мусора вырастет в 4-10 раз, а где-то и в 50-60. При этом каждый регион будет поделен еще и на зоны, в которых могут действовать разные тарифы. Общая схема расчетов выглядит так: в каждом регионе устанавливается норматив накопления мусора на одного человека и утверждаются расценки оператора. Обе цифры перемножаются и делятся на 12. Прогнозируют, что в среднем по стране сумма за вывоз ТБО вырастет на 12%. Тем же жителям, которые захотят участвовать в программе раздельного сбора мусора, будут предоставлены льготы.

Что изменится с началом мусорной реформы: видео

Оцените статью

Насколько полезна была эта статья?

Рейтинг: / 5. Голосов:



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*