Выпускной класс – самый ответственный период в жизни школьника, ведь помимо обычной школьной рутины ему предстоит еще и подготовка к ЕГЭ. Эта экзаменация вызывает трепет в душе каждого одиннадцатиклассника, ведь от ее прохождения зависит получение аттестата, поступление в ВУЗ и даже дальнейшая карьера! Естественно, процесс подготовки включает в себя как учебные моменты, так и организационные – например, нужно отследить все новшества, чтобы в ответственный момент не потерять баллы из-за досадной ошибки.
Как и любая форма контроля, ЕГЭ имеет своих сторонников и противников. В СМИ нередко звучит информация о том, что современная экзаменация – это не лучший вариант для оценки знаний выпускников, поэтому нужно её отменить и вернуться к экзаменам старого образца. В некоторых сообщениях даже проскальзывают сведения, что ЕГЭ отменят уже с 2025 года. Но не стоит делать выводы, начитавшись недостоверных источников. Давайте узнаем, была ли инициирована отмена ЕГЭ, а также ознакомимся с позицией властей по данному вопросу.
Могут ли отменить ЕГЭ в 2025 году?
Критика данной формы аттестации звучит ежегодно — начиная с того дня, как ЕГЭ был внедрен в российскую образовательную практику. В пользу отмены общероссийского экзамена выступают многие учителя, преподаватели ВУЗов и другие работники из сферы образования и науки. Не так давно на рассмотрение Государственной Думы был даже вынесен проект закона, в котором группа парламентариев обосновывает необходимость полного отказа от ЕГЭ.
В поддержку своей позиции депутаты приводят такой аргумент: аттестация в форме ЕГЭ совершенно не отражает уровень реальных навыков и знаний учеников, вынуждая их зазубривать информацию и учиться верно ставить галочки в бланке ответов. Инициативная группа указала в пояснительной записке, что в пользу отмены ЕГЭ также свидетельствуют часто меняющиеся правила, что негативно сказывается на уверенности выпускников. Кроме того, этот экзамен нельзя назвать объективным, хоть это и утверждает Министерство образования.
Каждый год на ЕГЭ фиксируется огромное число нарушений, а высокие баллы часто получают ученики, которые не демонстрировали особых успехов на протяжении одиннадцати лет учебы в школе. Инициативная группа из ЛДПР предложила отменить ЕГЭ уже с 1 сентября 2025 года, разрешив выпускникам еще четыре года использовать ранее полученные сертификаты.
В пользу данного мнения высказались и многочисленные представители образовательной сферы. Например, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин, хотя и высказывается не так категорично, все-таки считает, что ЕГЭ нужно существенно доработать и превратить из обязательной аттестации в добровольную. По мнению Смолина, внедрение ЕГЭ принесло российской образовательной системе больше вреда, чем пользы.
По инициативе профессора РПГУ С. Рукшина было составлено заявление в адрес президента страны, в котором говорится, что выпускники последних лет не имеют целостной картины восприятия изученных предметов. Текущая система обучения, которая «натаскивает» одиннадцатиклассников на ЕГЭ, привела к тому, что школьники учатся давать единичные ответы на тесты, и совершенно не уделяют внимания темам, которые не попали в КИМы по той или иной дисциплине.
Билеты, по словам Рукшина, часто составлены непонятно и имеют усложненную структуру, так что далеко не все ученики, которые успешно учились в школе, хорошо сдают тестирование. Как показывает статистика, процент выпускников, которые успешно поступают в ВУЗы страны, ежегодно падает. Письменная и устная экзаменация дают гораздо больше возможностей для того, чтобы оценить реальные навыки и знания выпускника, тип его мышления и способности.
Преимущества
Единый государственный экзамен отличается определенными преимуществами:
- Одномоментное тестирование. Это один из главных положительных моментов для выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения.
- Заметное увеличение числа абитуриентов из удаленных населенных пунктов. Это положительно отразилось на общем уровне студентов, поскольку теперь способные школьники из самых «глухих» районов смогут получать такое же образование, как и городские жители.
- Универсальный подход. Благодаря ЕГЭ, каждый студент может продемонстрировать свои знания. Поскольку не любой человек способен мгновенно разъяснять течение своих мыслей, то он от этого избавляется благодаря единому государственному экзамену.
- Способствует искоренению коррупции среди преподавательского и руководящего состава.
За время действия этой экзаменационной формы, она постоянно дорабатывалась. Слабые места корректировались, поэтому усовершенствованный ЕГЭ приблизился к необходимому виду, который позволит справедливо отражать уровень полученных знаний по любым предметам.
Если взамен единого экзамена внедрить другую систему, например ту, что практиковалась прежде, то потребуются огромные материальные вложения и кропотливая работа большого числа квалифицированных специалистов из сферы образования. Нет смысла начинать работу заново в том направлении, где давно достигнуты положительные результаты.
Глава Министерства образования считает, что возврат к прошлому нецелесообразен, поэтому вопрос отмены пока рассматриваться не будет. Однако отрицательным фактором может стать нацеленность ученика или студента на получение наивысшего балла, что сделать совсем не сложно. Данный подход в конечном итоге может привести к подмене полномасштабного владения знаниями, на мгновенное получение положительного результата.
Основные противники нововведения
Слухи об отмене ЕГЭ распространяются в связи с периодическими высказываниями противников новой системы сдачи экзаменов. Это преподаватели ВУЗОВ, школьные учителя, некоторые члены правительства и ученые. Общее мнение противников новой системы принятия экзаменов сформулировал профессор РПГУ и заслуженный учитель РФ – Рукшин. Это мнение было оформлено заявлением в письменном и виде и направлено Владимиру Путину на рассмотрение.
В заявлении профессор изложил следующие основные негативные факторы ЕГЭ:
- Неспособность понимания учениками общей картины по каждой конкретной теме. Многие выпускники не способны объяснить своими словами заданную тему, поскольку новая система направлена на формирование способности учеников и студентов, отвечать на тестовые задания однозначными фразами.
- Игнорирование изучения тем, не включенных в школьные задания. Благодаря ЕГЭ, многие школьники получают высокие оценки в виде баллов,несмотря на абсолютное незнание предмета.
- Сложная структура экзаменов. В связи с этим, многие выпускники школ не желают учиться в ВУЗах. Исследования показали, что с того момента, как появился единый экзамен, число желающих продолжать получать знания неуклонно снижается.
- Письменные или даже устные вопросы позволяют учителю лучше оценить знания ученика, а также образ его мышления.
- Выбор ВУЗА по баллу. Конечные оценки нередко влияют на выбор учебного заведения. Это приводит к приобретению человеком не той профессии, которой он всегда жалел овладеть.
Подобные обращения к президенту ежегодно учащаются.
В ближайшем будущем отмена или замена ЕГЭ не предвидится, однако в системе произойдут некоторые изменения:
- Дополнение иностранного языка письменной или устной формой.
- Обязательное дополнение ЕГЭ историей. Она всегда была в советском и российском образовании приоритетной.
- Обязательная проверка русского языка с применением устной программы. Теперь каждый ученик или студент будет не только нажимать на кнопки, выбирая правильный ответ, но и отвечать на поставленные учителем вопросы.
- Возможность пересдачи экзаменов. Если кого-то из выпускников не удовлетворит, выставленная оценка, у него будет вторая попытка сдачи экзаменов. Главное знать, что если после пересдачи балл будет вообще непроходной, то именно он повлияет на дальнейшую судьбу выпускника.
Поскольку ожидать отмены ЕГЭ в ближайшем будущем нет смысла, то лучше заранее хорошо подумать о подготовке к экзаменам, приобрести необходимые учебные пособия и нанять грамотного репетитора. Основным показателем уровня образованности ученика или студента является не его глубокие знания, поэтому чрезмерных усилий в подготовке к выпускным экзаменам не требуется.