В последние несколько лет в России появляется множество социальных программ, направленных на улучшение жизни отдельных категорий граждан. Особенно это заметно в области государственной помощи в приобретении жилья. Иногда такие программы решают сразу несколько задач, в частности помогают и конкретным гражданам, и целым группам лиц. Программа «Земский учитель» в 2024 году как раз является многофункциональной, способной решить вопрос с наличием в малых населенных пунктах квалифицированных педагогических кадров.
Что представляет собой программа «Земский учитель»?
Как уже было сказано, большинство образованных людей уезжают из «трущоб» и ни за что не хотят возвращаться. Программа «Земский учитель» является противодействием оттоку кадров – она направлена на привлечение молодых специалистов, имеющих педагогическое образование, именно в сельские школы.
Как показывает печальная статистика, на сегодняшний день села испытывают невероятную нужду в учителях — не хватает около 12 тысяч кадров по всей России (в учет берутся только сельские школы и школы, расположенные на территории малых городов). Многие преподаватели вынуждены вести те предметы, в которых они не разбираются, что негативно сказывается на знаниях учащихся.
Многие региональные власти уже пытались внедрить нечто подобное, но сделать это так и не удалось. Регион в одиночку не способен решить все проблемы, ведь в большом количестве сельских школ даже нет отопления. Естественно, мало кто из специалистов поедет работать в такие условия, даже за 1 млн рублей.
Чтобы привлечь молодых педагогов, Владимир Владимирович пообещал обеспечить абсолютно все школы России высокоскоростным интернетом. Также на реконструкцию детских образовательных учреждений в сельских регионах будет направленная значительная сумма из бюджета — 17 миллиардов на обустройство школ и около 7 миллиардов на восстановление и создание культурно-развлекательных центров для всей семьи (ведь многие педагоги переезжают с родными, и важно помочь ячейке общества социализоваться на новом месте).
Правительство считает, что данная программа поможет привлечь не только педагогов без опыта работы (хотя и им в сельских школах будут очень рады), но и специалистов с достаточным стажем работы. Ведь обычные «подъемные» в размере 300 000 рублей выплачиваются лишь тем, кто только получил педагогическое образование, а вот для учителей с большим стажем ранее никакая доплата не предоставлялась. Этот недочет в 2024 году будет исправлен.
Теперь даже опытный учитель может рассчитывать на существенную добавку к зарплате, если переедет в небольшой город или село на территории РФ. Только надбавка не будет распределяться по месяцам – выплачивать ее будут единожды, сразу в полном объеме, позволяя учителю свободно распорядиться деньгами.
Новая программа для учителей
В начале года Владимир Путин в рамках послания Федеральному Собранию поднял вопрос о новой государственной программе поддержки работников определенной категории. Проект касается педагогических работников в сельской местности и небольших городах.
Эту же информацию подтвердила Татьяна Синюгина, являющаяся замминистра просвещения. Кадровые проблемы обсуждались во время круглого стола, посвященного перспективам развития сельских школ в РФ, в рамках которого и была озвучена идея, предложенная президентом страны.
Проект назвали по аналогии с медицинским — «Земский учитель». Главным козырем программы является пресловутый миллион рублей, ранее выдаваемый медикам, а теперь обещанный педагогическим сотрудникам, готовым жить и работать в сельской местности. Впрочем, у нового проекта есть некоторые отличия, направленные на благо жителей малых городов и сел.
Официальный сайт правительства в ближайшем будущем опубликует все подробности нового проекта. Пока предполагается, что проект «Земский учитель» начнет работать с 1 января 2024 года. Пока же известно лишь немного о новой форме поддержки учителей, но уже какие-то детали понятны людям.
На какие льготы может рассчитывать педагог?
Согласно программе, каждому переезжающему молодому специалисту в возрасте до 35 лет в 2024 году будут выплачены так называемые «подъемные», сумма которых составит 1.000.000 рублей. Данную выплату преподаватель может потратить на:
- покупку жилья;
- выплату имеющийся ипотеки;
- покупку земли и ее обустройство;
- стройматериалы для создания своего жилища.
Молодые специалисты, только недавно окончившие университет, могут также рассчитывать на дополнительные выплаты. Им будет компенсирована:
- сумма, в которую обошелся переезд (дорога, перевоз мебели и семьи, а также суточная оплата за каждый день, который педагог пробыл в пути);
- заработная плата (оплачивается период, который учитель потратил на организацию переезда; сумма составляется без учета премий и надбавок);
- ежемесячная выплата дополнительных «подъемных», которые доставляются вместе с заработной платой (если педагог имеет красный диплом об образовании, то данная выплата может стать больше);
- вместо предыдущего пункта молодой специалист в праве получить ипотеку на более выгодных условиях;
- молодые педагоги имеют возможность получить свое собственное жилище (разумеется, на время работы в сельском учебном заведении);
- 50% скидка на проезд, в том числе и на пригородные электрички;
- также учителя получат компенсации за купленные учебные пособия, книги и другие учебные материалы.
Региональные особенности
Традиционно многие социальные программы можно поделить на несколько групп: федеральные, региональные и местные. При этом принято считать, что федеральные проекты действуют во всех регионах без исключения. Это не так, даже в таких программах часто оговаривается перечень регионов. Такое условие является важным для реальной помощи там, где необходимо действие проекта, а не там, где ситуация является нормальной.
Еще достоверно не ясно какие регионы участвуют в новой программе, т.к. проект рассчитан на проблемные области, остро нуждающиеся в притоке педагогических кадров. Госпожа Синюгина высказывалась о том, что перед окончательным запуском нового проекта необходимо изучить опыт регионов, внедрявших программу «Земский доктор». На основании этого можно сделать выводы, в каких областях процент «осевших» на местах приехавших лиц достигает максимума.
После этого требуется изучить особенности их региональной поддержки и выявить наиболее эффективные способы сохранения привлеченных сотрудников. Следовательно, сложно что-то однозначно сказать о нюансах мотивирования педагогов на местах, но в планах правительства поставить этот вопрос на особый контроль, чтобы приехавшие учителя не покидали села, спустя несколько лет.
По этой причине пока известны лишь примерные условия участия в проекте. Президент уже дал необходимые указания, сейчас разрабатываются структурные элементы, составляются тонкости программы. Впрочем, некоторые специфические элементы уже известны.
Требования для участия
Первое и самое важное условие — это наличие педагогического образования. Причем программа не требует обязательного наличия высшего образования. Лица, окончившие специализированные педколледжи, тоже могут участвовать в проекте, переехав в сельскую местность или небольшой городок, испытывающий дефицит в учителях.
Стоит знать! Выплата 1 миллиона рублей будет доступна только учителям, желающим приобрести жилье в сельской местности. Также допустимо погашение уже имеющейся ипотеки или покупка строительных материалов для возведения жилого дома. Сейчас обсуждаются возможные выплаты ипотеки за городское жилье и расходы на приобретение земельного участка в деревне.
При этом учителям потребуется заключить долгосрочный контракт с образовательным учреждением из утвержденного перечня населенных пунктов. Ориентировочный срок работы пока определен в 5 лет, но не стоит забывать про дополнительные способы мотивирования, определяемые регионами. Это могут быть и коммунальные компенсации, и специализированные надбавки, и какие-то иные стимуляционные пути, необходимые для того, чтобы педагогические кадры максимально долго оставались трудится в деревнях и маленьких городках.
По сути проект для учителей еще даже не начал действовать, но люди уже с готовностью пытаются собрать нужный для участия пакет бумаг. В то время как точные условия и документы, требуемые для программы, еще даже окончательно не установлены. Особенно волнующим для многих является критерий возраста, т.к. аналогичная медицинская программа подразумевала молодежную направленность.
Сейчас есть несколько вариантов развития ситуации:
- К участию допустят только лиц до 35 лет.
- В регионах с особыми потребностями возраст увеличат до 40 лет.
- Будет принято решение никак не ограничивать возраст участников.
Последний вариант вполне возможен, т.к. потенциальные ограничения по возрасту могут лишить сельских школ опытных кадров, желающих продолжить педагогическую деятельность вдали от крупных городов.
С учетом такого подхода сейчас рассматривается вопрос дополнительных стимуляторов для лиц, обладающих педагогическим стажем и/или высшей категорией. Такие учителя особо требуются в деревенских школах, ведь и там есть одаренные дети, способные достичь больших успехов в учебе при наличии хорошего педагога.
Ориентировочный перечень документов
Так как еще неизвестны точные критерии самой программы, то обязательного перечня необходимых бумаг никто дать не может. При этом исходя из опыта сходного проекта у медицинских работников и других государственных социальных вариантов поддержки, можно предположить, что часть документов у них всегда стандартная.
Обязательными точно будут такие документы:
- Заявление об участии в программе.
- Паспорт гражданина РФ и его копия.
- Документ, подтверждающий наличие необходимого образования.
С высокой долей вероятности к данному перечню потребуется приложить справку о составе семьи. В случае наличия педагогического стажа потребуется его документальное подтверждение.
Пока еще непонятно, куда обращаться с бумагами, но обычно путь получения помощи от государства начинается с посещения отдела социальной защиты населения. Впрочем, скоро появятся свежие новости, касающиеся проекта. Тогда все станет на свои места, как с документами, так и с критериями, предъявляемыми к участникам.
Какой в итоге будет программа «Земский учитель» в 2024 году пока достоверно неизвестно. Проект проходит окончательную доработку, но главные моменты уже отмечены. Новая форма господдержки для учителей должна помочь смягчить вопрос дефицита педагогических кадров в маленьких городках и отдаленных деревушках. Остается только дождаться действия программы и увидеть ее реальную результативность.