Путевые листы с 2019 года: последние новости

Путевой лист (п/л, путевка) относится к первичной учетной документации, которую ведут все компании и частные предприниматели, связанные с эксплуатацией автотранспортных средств. Если собственник ТС – предприятие, данный документ служит подтверждением права управления. Если машина частная и применяется для рабочих поездок, п/л помогает просчитать затраты. Проверкой путевок занимается трудовая инспекция, ГИБДД, ФНС. Знание новых правил заполнения путевых листов в 2019 году позволит избежать ошибок и возможных штрафов за несоблюдение стандартов. В данной статье содержится максимально полная и достоверная информация о корректном заполнении п/л, сроках его действия, а также приведен заполненный новый образец.

Новые правила

Путевые листы относятся к документам первичного бухгалтерского учета. Информация из них используется для контроля технического состояния и движения транспорта, расхода топлива и ГСМ, работы водителей. Они обязательны к оформлению для:

  • индивидуальных предпринимателей и юрлиц, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками;
  • других организаций, работающих с автотранспортом, которые учитывают производственные расходы при уплате налогов.

На заметку! Отсутствие путевок для указанных субъектов относится к административным правонарушениям. За него предусмотрена ответственность согласно ст. 12.3 КоАП РФ в виде штрафа 500 руб. или предупреждения. При перевозке пассажиров и багажа без соответствующих документов штраф для водителя составляет 5000 руб.

С 1 марта 2019 года путевые листы следует оформлять с учетом положений приказа Минтранса № 467 от 21.12.2008. Они отличаются от предыдущей версии тем, что:

  • Вводится новый термин «парковка» на замену двум ранее существующим («место постоянной стоянки» и «гараж»), которыми обозначалось место стационарного положения авто.
  • Добавлено понятие предсменного технического контроля в дополнение к предрейсовому контролю. Транспортное средство должно проходить одну из этих процедур.
  • Отсутствует необходимость заверять некоторые сведения штампами. Теперь достаточно только подписи с указанием фамилии и инициалов. Это касается времени и показателей одометра при выезде/въезде с парковки, даты и времени медосмотра для водителя перед поездкой и после ее завершения.
  • Введены изменения по срокам действия путевых листов. До 1 марта 2019 года его можно было оформить на 1 день, а максимум он действовал 1 месяц. По новым требованиям его следует выдавать перед началом рейса на 1 день (когда его длительность не превышает продолжительности рабочего дня) или на целую поездку, если по времени она длится более одной смены. Таким образом, ограничение месячного действия отменено, что будет удобно для оформления рейсов с более длительными сроками. С другой стороны, больше нельзя оформить один экземпляр на несколько поездок в разные рабочие дни, что ранее позволялось делать нетранспортным компаниям.

Кроме того, определен порядок оформления путевок на имя разных водителей, которые пользуются одной машиной в течение рабочей смены. Дата, время и показания одометра при выезде с парковки указываются в экземпляре, оформленном на первого выезжающего водителя, в конце дня аналогичные данные (за исключением показаний одометра на конец смены) вносятся в путевку последнего заезжающего на парковку сотрудника.

Формы документов

С 2013 года предприятия получили право самостоятельно разрабатывать бланк для оформления путевых листов при условии, что в нем будут указаны обязательные реквизиты, определенные Приказом Минтранспорта № 152. Согласно правилам заполнения, документ, оформленный в 2019 году, должен содержать данные о:

  1. Названии и номере.
  2. Периоде действия.
  3. Владельце ТС (физическом или юридическом лице): наименование/ФИО, организационно-правовая форма, адрес, номер телефона, ОГРН/ОГРНИП.
  4. Транспортном средстве: тип, модель, наличие прицепа, государственного регистрационного знака, показания одометра на начало и конец смены, дату и время выезда и проведения техконтроля. Последний необязателен для легковых ТС, используемых для собственных нужд организации.
  5. Водителе: ФИО, дата и время медосмотра (предрейсового и послерейсового). Послерейсовый осмотр касается только водителей, работа которых касается пассажироперевозок или транспортировки опасных грузов.

Важно! Отсутствие обязательных реквизитов будет основанием сотрудников ГИБДД выписать штраф собственнику авто и водителю. Налоговый инспектор в таком случае имеет право не принимать документ в качестве подтверждения расходов, пересчитать налоговую базу и выписать штраф.

На путевке можно также размещать другие реквизиты с учетом индивидуальных особенностей работы предприятия (перевозки грузов, пассажиров, работы такси).

Разновидности путевого листа

Вид бланка напрямую зависит от типа автотранспорта и сферы его использования. Основные различия прослеживаются в содержании и порядке оформления (Приказ Минтранса РФ №152 от 18.09.2008). Учет п/л ведется в специальном журнале. Новые отдельные бланки введены для следующих категорий ТС:

  • грузовые машины;
  • легковые автомобили;
  • спецтранспорт;
  • легковое/грузовое такси;
  • автобусы для общественного и иного пользования.

Таблица – типы форм путевого листа:

Как только организация определилась с нужной формой бланка, бухгалтер обязан утвердить его в журнале «Учетная политика». Также необходимо поступить при переходе на использование иной формы путевки. Однако чтобы такой документ имел юридическую силу, в нем должны быть указаны все необходимые реквизиты в соответствии с новыми правилами заполнения в 2019 году.

Образец заполнения и новые правила оформления

Оформление путевого листа автотранспортного предприятия  ̶  обязанность диспетчера. В других организациях эти функции выполняет ответственный за выпуск ТС на линию сотрудник. Основанием является приказ директора компании. В некоторых случаях п/л заполняется водителями. Они оформляют лишь свою часть бланка и вносят сведения о пробеге машины согласно показателям одометра.

Нередко при заполнении путевого листа на легковой автомобиль применяется специальная программа. С ее помощью можно скрыть ненужные участки бланка, точно определить время пройденного пути, проставить число на документ. Для одинакового оформления путевок все диспетчеры должны владеть навыками работы с указанной программой. Также она значительно упростит работу водителя, у которого теперь есть возможность учитывать итоговую стоимость затраченного на путь топлива и определять точный остаток. Наличие данной программы необязательно, ведь новые бланки разрешается оформлять вручную.

Обязательными условиями оформления являются следующие моменты:

  1. Проверка показаний приборов на соответствие записям в документе.
  2. Фиксация технического состояния машины уполномоченным сотрудником (мастер, механик).
  3. Указание медработником сведений о предрейсовом осмотре водителя.

После рейса путевка передается диспетчеру. Помимо дополнительных сведений в графе №6 «Нулевой пробег» он указывает расстояние от гаражного бокса до начального места погрузки, затем от последнего пункта разгрузки до гаража. Закрытые путевые листы хранятся не менее 5 лет (Приказ Минтранса РФ №152 от 18.09.2008).Ответственность за ненадлежащее заполнение документации возложена на руководство предприятия и лиц, которые отвечают за эксплуатацию ТС и участвуют в оформлении. Ставя свою роспись в бланке, сотрудник должен понимать, что он ответственен за достоверность внесенных сведений.

Ниже приведен пример правильного заполнения п/л для легкового автомобиля (форма №3) в 2019 году:

Оборотная сторона

Процедура заполнения

Для автотранспортных компаний оформлением путевых листов занимается диспетчер, для всех остальных – лицо, ответственное (согласно приказу директора) за выпуск транспортного средства на рейс. Кроме того, ставятся подписи медработника, сотрудника, который осматривает ТС перед выездом, а также самого водителя при приеме и сдаче ТС. При этом обязательно:

  • Проверяются показания приборов и их соответствие указанной в документе информации.
  • Фиксируется техническое состояние ТС ответственным лицом (механиком, мастером).
  • Указываются сведения о медосмотре водителя медработником.

По окончании рейса документ передается диспетчеру или в бухгалтерию для закрытия и должен хранится не менее 5 лет.  Информация о всех выданных путевках отражается в журнале их учета, форма которого определяется на усмотрение компании и утверждается в учетной политике. Документы регистрируются в хронологическом порядке.

Ответственность за заполнение документа с нарушениями возлагается на руководство предприятия и лиц, ответственных за эксплуатацию машины. Обнаруженные ошибки допускается исправлять согласно положениям ст. 9 п. 7 закона «О бухучете» (№ 402-ФЗ от 6.12.11) с указанием даты внесения исправлений, подписи, фамилии и инициалов тех, кто составляет документ. Подписывая бланк, важно понимать ответственность за достоверность внесенной информации. Верно составленный путевой лист – это не только гарантия исправности транспортного средства и права водителя управлять им, но и законное основание для списания соответствующих расходов предприятия.

Обязательные реквизиты

Согласно внесенным изменениям Минтранспорта (Приказы №476 от 07.11.2017 и №17 от 18.01.2017) путевой лист в 2019 году должен содержать 14 обязательных реквизитов. Их перечень приведен ниже:

  1. Наименование документа.
  2. Номер.
  3. Срок действия.
  4. Информация о собственнике ТС.
  5. Тип и модель авто.
  6. Регистрационный номер.
  7. Показатели одометра (при выезде/прибытии машины в гаражный бокс).
  8. Дата (заезд/выезд из гаража) и время (часы+минуты).
  9. Ф.И.О. ответственного за выпуск машины на линию, его подпись с указанием даты, времени и показаниями одометра.
  10. Ф.И.О. водителя.
  11. Дата и время медосмотра до/после поездки. Исключение составляют экстренные службы (полиция, МЧС, пожарная, скорая помощь и т.д.). Их работники проходят предсменный медосмотр.
  12. Ф.И.О. медицинского сотрудника с подписью и штампом.
  13. Отметка о ТО автомобиля, его время и дата. Если численность автопарка до 100 ед., в штате может отсутствовать механик. В этом случае нужно обращаться в сторонний сервисный центр для техосмотра и получения нужной записи.
  14. Ф.И.О. механика.

Если организация использует самостоятельно разработанный формат документа, в нем указываются все обязательные реквизиты, актуальные на 2019 год.

Согласно Приказу Минтранса РФ №476 от 17.11.2017 в новой форме п/л предусмотрены следующие нововведения:

  • наличие штампа с реквизитами компании необязательно;
  • повышение требований к контролю технического состояния машины;
  • упразднение единой формы документа;
  • присутствие обязательных реквизитов.

Также Закон №152 не требует указания маршрута в путевке: необходимы лишь показания одометра, который фиксирует момент выезда из гаражного бокса и обратное прибытие. Однако как показывает арбитражная практика, контролирующие органы нередко причисляют отсутствие сведений о маршруте к числу нарушений. Бывают случаи, когда в этом вопросе их поддерживает суд. За основу берется Постановление №78. Поэтому, чтобы было меньше недоразумений, эксперты рекомендуют прописывать конечный пункт назначения.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий