Учебный план школы на 2025 учебный год в соответствии с ФГОС

Несмотря на постоянную критику современной системы образования, она продолжает меняться в лучшую сторону. Тоже составление учебных планов и появление единой системы стандартов говорит о том, что в школьной сферы происходят изменения. Учебный план на 2025 год не станет совершенным, но продолжает стремиться к такому статусу, а очередная модификация ФГОСов поможет ему в этом.

Учебные планы и их особенности

Процесс обучения и воспитания подрастающего поколения должен быть поэтапным и последовательным, ориентированным на индивидуальные особенности обучающегося.

Сегодня образование в России разделено на такие ступени:

  • дошкольное;
  • младшая школа;
  • средняя школа;
  • старшая школа;
  • внешкольное;
  • профессионально-техническое;
  • высшая школа.

Важно! Учебные заведения, относящиеся к одной ступени, могут иметь различные учебные планы в зависимости от профиля, региональных особенностей и других факторов, оказывающих влияние на структуру и наполнение учебного процесса.

Так, программа по определенному предмету в общеобразовательной школе, гимназии и лицее может иметь кардинальные отличия как в количестве часов, отведенных на изучение дисциплины, так и в перечне изучаемых тем.

Одним из важнейших факторов, необходимых для успешной адаптации учеников, является преемственность между разными ступенями обучения, что и обеспечивает единый для всех базис, который адаптируется под особенности конкретно взятого учебного заведения.

Требования к учебному плану

ФГОС содержит подробные инструкции по разработке образовательных программ для учебных заведений, работающих в сферах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данный документ является основным для всех организаций, ведущих образовательную деятельность на территории РФ, независимо от региональной принадлежности и формы собственности.

Примерный план

Разрабатывается Минобрнауки как основа для создания учебного плана, адаптированного к условиям обучения в конкретно взятом образовательном заведении. Данный документ включает в себя две части:

  1. инвариантную;
  2. вариативную.

В первой части фиксированы обязательные предметы и минимальный объем времени, отведенного на их изучение. Это значит, что предмет не может быть вычеркнут из программы, заменен другой дисциплиной или изучен в меньшем объеме, ни по желанию администрации, ни по требованию родителей.

Предметы вариативной части предоставляют возможность формировать каждому заведению свою собственную образовательную линию, максимально реализуя интересы и потребности учащихся. Часы, которые отведены на вариативную составляющую, могут быть использованы по-разному, допускается:

  • увеличение кол-ва часов для профильных предметов;
  • интеграция учебных курсов и дисциплин, не предусмотренных в основном документе;
  • выделение часов на другие виды деятельности учащихся.

Важно! Все учебные курсы, которые включает в себя учебный, утвержденный на 2025 учебный год, являются обязательными для всех сотрудников и учащихся учебного учреждения.

Основные документы

В процессе планирования образовательного процесса для конкретно взятого учебного заведения РФ необходимо опираться на такие документы:

  • Закон «об образовании».
  • ФГОС.
  • Нормы СанПиН.
  • Типовое положение об образовательном учреждении.
  • Приказы Минобрнауки РФ: «Об ФКГОС», «О применении новых образовательных технологий», «О федеральных учебных планах».
  • Письмо с методическими рекомендациями.

Тонкости планирования

Для учебных заведений в разных регионах РФ также зачастую разрабатываются свои особые планы изучения государственного и иностранных языков, а также некоторых других предметов, учитывающие специфику организации образовательного процесса. Так, в число изучаемых предметов могут быть внесены предметы этнической или религиозной составляющей, региональные языки и другие дисциплины.

С 2016 года в федеральный реестр также включены специальные программы для учащихся с ограниченными возможностями. В зависимости от состояния здоровья и ряда других факторов, для таких учеников предлагают:

  • домашнее обучение;
  • разработку индивидуальных программ;
  • образование в специальных классах, организованных на базе общеобразовательных или специализированных учебных заведений;
  • программы адаптации к обучению в обычных учебных заведениях РФ.

Предлагаем узнать подробнее о том, что представляет собой индивидуальный план обучения:

Составляющие учебного плана

В основном документе, регламентирующем все стороны деятельности образовательного учреждения, должны быть отражены такие важные аспекты:

  • структура учебного года;
  • перечень изучаемых предметов;
  • распределение дисциплин с четким указанием кол-ва часов и распределения по годам;
  • список внеурочных мероприятий: кружков и секций, конференций и конкурсов;
  • все планируемые внешкольные мероприятия;
  • планы мероприятий, проводимых в рамках контроля педагогической деятельности;
  • запланированное пополнение материально-технической базы.

Структура учебного плана

Первое, что обязательно необходимо учесть при составлении плана, это ФГОС. Верная последовательность составления и правильность структуры без учета образовательных стандартов будут бессмысленными. На примере можно пояснить так — из правильных «продуктов» по рецепту, взятых в неверном количестве, сложно получить нужное блюдо. Так и с этим документом — невозможно хорошо обучить детей математике, если почти все время, отведенное на алгебру, посвятить русскому языку.

В плане должно содержаться несколько обязательных частей:

  1. Перечень изучаемых предметов.
  2. Каникулярные периоды и их длительность.
  3. Распределение учебной нагрузки по четвертям/триместрам.
  4. Указание часов нагрузки для разных классов/групп.
  5. Соотношение обязательной и вариативной нагрузки.
  6. Часы классной/аудиторной и практической работы.

Ряд учреждение еще практикует внесение в общий учебный план примерные виды аттестации. Это необязательная часть для общего документа. Отразить вид и сроки экзаменов/зачетов можно в программах по каждой дисциплине совместно со всем многообразием аттестационных материалов.

Также иногда в учебный план вносят внеурочную и внешкольную деятельность. Те же кружки изначально не отражены детально в документе, но имеют приблизительное указание и количество часов. Сюда же относят различные субботники, специализированные вечера и спортивные праздники. Внешкольная деятельность отражается только частично, при условии наличия данных о сроках олимпиад и различных выездных мероприятий.

Отдельно нужно учесть взаимосвязь нагрузки и возраста школьников, не забывая использовать критерии ФГОС. При этом обязательно соотносить эти данные с максимальными нагрузками на педагога, дополнительно учитывая адекватность распределения материала по всему периоду обучения.

Важно! Структура учебного плана при одновременном изучении родного языка и русского немного меняется. Это же касается и ситуаций с изучением двух иностранных языков в масштабах учебной программы. Общее количество часов почти не меняется, но происходит небольшое перераспределение нагрузки. При этом желательна внеурочная деятельность по изучению языков.

Нужно не забывать и про требования СанПина, имеющего четкие указания по организации образовательного процесса. В них указаны не только критерии территории, температуры воздуха в помещениях для занятий и удаленность школы от дороги, но и непрерывная длительность уроков/пар, а также максимально допустимое количество часов учебы в день.

Особенности

Главными нюансами на 2025 год пока планируют стать изменения во ФГОСах. Несмотря на уже солидный период времени, прошедший после введения федеральных стандартов, они все еще подвержены изменениям. Также не стоит забывать и про отсутствие четких критериев по составлению учебного плана 2025 — готового идеального шаблона нет. Никто не отрицает наличие базисного варианта, но он и не претендует на некую оптимальную форму, это лишь один из многочисленных способов распределения образовательной нагрузки.

Пока достоверно неизвестно, но уже всерьез рассматривают внедрение в общеобразовательную систему школьников изучение второго иностранного языка. Не важно сколько у этой идеи сторонников и противников, просто если они будет принята, то это повлияет на учебный план. Его потребуется изменить, заново распределив количество часов занятий. Есть и другая точка зрения — можно увеличить продолжительность учебы, законодательно сократив каникулы.

Последнее пока никто делать не собирается, хотя ряд школ с большой национально-региональной нагрузкой может пострадать из-за уменьшения времени на освоение своих традиций. Пока минимальную общероссийскую систему образования можно уложить в 34 недели занятий, оставит 3 семидневки сверху для региональной направленности обучения. Введение второго иностранного языка вынудит уменьшить этот период, выделив из него время для стандартных уроков по базисному учебному плану.

Внимание! Окончательное определение новшеств, внедренных в учебный план 2025, возможно только ближе к сентябрю. Обычно и перед самым началом учебного года происходят какие-либо изменения. Также новшества могут быть введены и со второго полугодия, что бывает несколько реже.

Важно не забывать и про тотальное внедрение общероссийских проверочных работ по итогам года. Теперь это не просто контрольные, нужные учителям для определения освоенных знаний и выставления оценки. На основе этих работ формируется база для анализа достаточности преподаваемого материала и наличие у школьных учителей необходимого уровня компетенций.

Теперь эти работы внедряются в школы в обязательном порядке, что обязано найти отражение в учебном плане. Для их проведения нужно время в программе, не связанное с самим образовательным процессом. Тоже можно сказать и про ожидаемые обязательные экзамены в 4 классе — к их проведению нужна подготовка, не уменьшающая количество времени, отведенного на занятия.

С высокой долей вероятности в ближайшие годы стоит ожидать таких изменений в учебных планах:

  1. Повышение стандартизации подачи материала.
  2. Формирование более точных критериев учебных материалов.
  3. Создание единой базы типовых планов для каждого звена школьников.
  4. Увеличение длительности годового обучения для школ с родным нерусским языком.
  5. Выраженное снижение индивидуализации системы преподавания для большинства дисциплин.

Для кого-то такие новшества могут показаться хорошо забытыми старыми, но стоит помнить, что общих стандартов подачи материала не было как таковой. Дети при переходе из одной школы в другою даже в своем городе иногда были вынуждены догонять материал или ждать, когда его пройдет их новый класс. Если же переход осуществлялся в другие регионы, то ситуация могла быть парадоксальной, вплоть до полной перестановки подачи материала.

Именно на единство российского образования претендуют изменения учебного плана 2025. Для одних людей — это лишь нормативный акт, регулирующий деятельность школ. Другие же понимают под этим четкость критериев, необходимых для формирования хорошо образованного поколения людей. Это разный подход, к тому же нужно учитывать российские реалии — даже хорошие нововведения не всегда проходят гладко, хотя потом приводят к положительным результатам.

После утверждения плана (как правило, не позже чем за 1 месяц до начала учебного процесса), учащихся и родителей должны ознакомить с изменениями, если таковые имеются.

 

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий