ВПР в 2024-2025 учебном году: расписание и изменения в сфере образования

Методы обучения в Российской Федерации постоянно претерпевают изменения для более качественного образовательного процесса и соответствия высоким стандартам, которые применимы во всем мире.

Все чаще можно наблюдать решение вопросов по улучшению технического обеспечения процесса образования, квалификации преподавательского состава, а со стороны обучающихся лучшего усвоения материала, которое они доказывают с помощью аттестации всероссийского масштаба.

При этом это касается не только столицы России, но и других городов. Новейшие и актуальные программы реализовываются на всех уровнях и затрагивают все регионы огромной страны.

К чему это приведет, покажет время. Но уже сейчас не вызывает никаких сомнений, что степень образованности современных учеников с каждым годом все выше и выше.

Изменения в образовании в 2024-2025 году

Законодательством ФС РФ от 24.09.2022 года №371-ФЗ в закон «Об образовании в Российской Федерации» включены исправления, исходя из которых, с нового 2024-2025 учебного года во всех школьных учреждениях без исключения станут вводиться единые федеральные основные образовательные программы.

Министерство просвещения РФ подготовило ФООП для школьных учреждений начального, основного и среднего уровня.

Единые программы сформированы по шести дисциплинам: истории, обществознанию, русскому языку, литературе, географии и ОБЖ.

В разработке программ задействованы преподаватели, среди которых и лауреат конкурса «Учитель года», и для них были проведены все требующиеся для этого проверки.

Существует еще ряд изменений, которые в большей или меньшей мере затронут процесс образования в 2024-2025 году.

Порядок приема в образовательные заведения учащихся. Как и раньше, при приеме в школьные заведения действует система территориального привязывания, то есть первые места при приеме в учреждение предоставляются тем детям, которые прописаны на территории, к которой закреплено учебное заведение. Дальше места распределяются между оставшимися детьми. Но с учетом изменений отныне, когда станут набирать для учебы первоклассников, преимущественное право станет распространяться на тех ребят, чьи взрослые сестры, или же братья, уже обучаются в этом заведении.

Цифровой формат заявлений. Выпускники школ, которые в 2024-2025 году планируют продолжить получать образование в высших учебных заведениях, имеют возможность подавать заявления дистанционно в цифровом формате. Роспотребнадзор с 2025 года начал активно тестировать сервисы, с помощью которых и будет предоставляться данная услуга, при этом сервисы будут включать различные предложения по отдельности и предоставлять возможность выполнения большого количества функций в режиме онлайн.

Платформа, название которой «Поступление в ВУЗы онлайн», станет выполнять свои функции на ЕПГУ – портале Госуслуг.

Благодаря такому изменению, подать документы для поступления в учебное заведение у абитуриентов займет не более 1 часа вместо 2-3 дней, как это было до этого.

Стандарты процесса образования. ФГОС является федеральным эталоном образования государственного уровня, которые регулируют ход образовательного процесса во всех образовательных заведениях страны. На сегодняшний день в России функционируют образовательные стандарты, относящиеся к поколению второго значения, но планируется, что с 2025 года произойдет их полный пересмотр и обновление с учетом мировой практики.

Несмотря на то, что обновленных ФГОС еще нет и соответственно нечего утверждать, но уже известно, что они будут рассматриваться по следующим критериям:

  • Конкретизирование содержания обучения и освоение учебного материала.
  • Ясность, доходчивость программ обучения, как для учеников и преподавателей школы, так и для родителей ребят.
  • Направленность на уточнение правил, которые предъявляются учащимся и к итогам их обучения.
  • Подготовка единой для всех школьных учреждений программы процесса образования, по максимуму объединение и унификация уже действующих программ обучения.
  • Обозначение функций персонала школьных учреждений, которые касаются непосредственно взаимодействия с учениками и их родителями.
  • Обеспечение общего списка предметов и дисциплин, которые к ним относятся.
  • Совершенствование внеклассных навыков у обучающихся, а точнее тех, что касаются жизненных и личных качеств.
  • Формирование актуальных систем и рычагов для анализа знаний, полученных учащимися.
  • Определение и организация стандартов и программ обучения.
  • Представление предметов и дисциплин для каждого учебного года. Например, в 2024-2025 годах будет 11 или 12 дисциплин, которые будут последовательно включены в шесть предметных областей, обязательных для всех школьных организаций. Учебные предметы и их уровни утверждены как углубленные или базовые.

Более конкретное содержание. Планируется обновление содержания предметной области «Технология». В настоящее время занятия в учебных заведениях станут охватывать основы робототехники, языки программирования, работу с мультимедийными и графическими редакторами, антивирусные меры безопасности. А в «Основы безопасности жизнедеятельности» будут включены такие темы как терроризм, кибербуллинг (издевательства, происходящие на просторах интернета) и мошенничество во Всемирной паутине. Продвигаемые стандарты также станут определять продолжительность изучения школьниками той или иной дисциплины.

Учебный материал. Не останется без изменений и учебная литература. Будет в обязательном порядке проводиться экспертная оценка, заключения которой действительны на протяжении пяти лет. При этом эксперты, выдавшие экспертизу, несут за нее персональную ответственность вплоть до указания своего имени на издании.

Также школьные учебные материалы, используемые в школьных заведениях, должны соответствовать вновь утвержденным стандартам и следовать единому учебному плану, установленному руководством школьного учреждения. Родители школьников должны непременно быть проинформированы об этом.

Всероссийская проверка знаний. Всероссийскую проверку знаний не только никто не отменит, а, наоборот, с 2024-2025 учебного года она станет обязательной аттестацией для школьников 7 и 8 классов (раньше школьники данных классов сдавали работы по решению администрации учебного заведения). Учащиеся 4, 5 и 6 классов также обязаны сдавать проверочные работы, как и раньше.

Что касается изменений, то они коснутся в основном структуры заданий. Это означает, что они станут более индивидуальными, то есть для каждого конкретного учебного заведения будут составляться обособленные задания. Наборы экзаменационных работ будут формироваться случайным образом, а именно создаваться для различных учебных организаций. Данные действия поспособствуют снижению случаев по списыванию у школьников других школ, у которых уже прошел тест.

Расписание Всероссийских контрольных работ. Новшества ожидаются и в графике ВПР.

Отныне график будет намного более гибким, что позволит школьникам выбирать подходящую дату для написания проверочных работ.

К примеру, в 4 классе проверка знаний по русскому языку будет проводиться по вторникам и четвергам с 30 марта по 3 апреля и с 6 апреля по 10 апреля; для учеников 5 классов проверка знаний по истории и биологии, а для семиклассников – обществознание, русский язык, иностранный язык и экзамен по биологии.

Единый государственный экзамен. Экзамены государственного уровня, которые в обязательном порядке сдаются учащимися 9-х классов, будут значительно видоизменены, чтобы сосредоточиться на практическом применении знаний, которые получены школьниками в процессе обучения. Таким образом, в экзамены по физике и химии будут добавлены лабораторные опыты, а в экзамен по информатике – презентации.

Тестирование по русскому языку будет значительно сокращено (с 15-и до 9-и заданий), но тем самым оно станет намного сложнее.

Сочинения учащиеся теперь станут писать по разным письменным жанрам, включая дневники, рецензии, заметки, эссе и записки.

В тестах по математике школьникам позволят расшифровать план участка загородного дома с такими объектами, как огород, сад, гараж и прочее. Не исключено, что в тест будет добавлен расчет строительных и отделочных материалов.

Что до государственных экзаменов, которые сдают учащиеся 11-х класса, то их содержание останется прежним, но ожидаются небольшие нововведениями в технологическом обеспечении.

Для предотвращения подмены документов и самой личности будут внедрены нейронные сети, точно распознающие лица учеников.

Также такая система поможет наблюдателям бороться со списыванием, о котором станет сигнализировать оборудование.

Сроки учебного года. Учебный год, как уже сложилось на протяжении многих десятилетий, начинает свой отсчет 1-го сентября, и в новом учебном году ничего не поменяется. Если 1 сентября выпадает на выходные дни, то начало занятий соответственно подлежит переносу на ближайший будний день. При этом в связи с накаленной эпидемиологической ситуацией, учебные заведения могут закрываться, а ученики переходить соответственно на дистанционное обучение. В результате постоянно появляется информация о том, что начало учебного года может быть перенесено. Однако пока это лишь информация на уровне домыслов и слухов, уточненных сведений нет, а само Министерство образования заявило, что учащиеся в 2024-2025 учебном году начнут занятия, как обычно, 1-го сентября.

Окончание учебного года также ожидается, как обычно, в мае. Но если раньше для школьников звучал последний звонок 25 числа, то сегодня большинство школьных заведений прекращают занятия в последних числах мая, которые выпадают на пятницу.

Продолжительность занятий и каникул обуславливаются самой системой образования в данном заведении (четвертная или модульная с триместрами) и устанавливается администрацией образовательной организации в зависимости форс-мажорных обстоятельств типа пандемии. Но, несмотря на некоторую самостоятельность школ, существуют общие графики и правила для всех образовательных учреждений, рекомендуемые Министерством образования. Так, независимо от статуса школы, каникулы обязаны быть по продолжительности не меньше 30 дней, не учитывая при этом летний период. А переносить их сроки, позволено не более чем на 14 дней.

Форма обучения нового типа.

Не исключено, что с 2024-2025 учебного года в школьных учреждениях и вузах страны будет вводиться новый формат процесса обучения – дистанционное обучение.

Дистанционный формат обучения уже пробовался раньше, но все, от учащихся до педагогов, отмечали его минусы и слабые стороны.

Валерий Фарков, глава Министерства науки и образования, заявил, что в 2024-2025 годах дистанционному формату обучения, в первую очередь, могут присвоить юридический статус. Надо полагать, правительство страны представит проект постановления, который определит порядок и процесс обучения путем дистанционного формата. Второе, это доработка и усовершенствование программного обеспечения, благодаря которому будет создана единая и удобная для пользования платформа.

Требования к зданиям учебных заведений и к самим школьникам. В Российской Федерации все еще есть регионы, где катастрофически не хватает образовательных организаций.

В таких регионах в качестве школ будут разрешены пятиэтажные здания, чтобы оптимизировать процесс обучения на ограниченных территориях.

Такие здания только проектируются, но когда школы будут построены и опробованы, разные регионы России смогут перенять этот опыт.

Но при этом к пятиэтажным учебным заведениям предъявляются определенные требования и различного рода ограничения. Например, залы торжественного и спортивного назначения разрешено размещать лишь на первых или вторых этажах здания. Что касается четвертого и пятого этажей, то там рекомендуют проводить занятия только для старшеклассников, учащихся в 8-11-х классах, к тому же их общая масса не должна быть больше 25% от общего числа учащихся в школьном учреждении.

Внешний вид школьников. Обязательные изменения будут внесены в школьную форму, в которой ребята находятся длительное время – порой до девяти часов в день.

Перемены, в основном, ожидаются на счет синтетической подкладки, создающей эффект «скафандра», которая вызывает максимальное неудобство при активном движении.

Что до школьной формы, которую надо или не надо носить ребятам, то такие вопросы решаются и соответственно утверждаются на уровне администрации самого школьного заведения.

Внедрение современных технологий. В различных уголках страны достаточно активно в процесс обучения внедряются современные технологии последнего поколения.

В частности, в 50-и субъектах Российской Федерации планируется организация более 2000 классов, оборудованных по последнему слову техники.

Такие классы планируется оборудовать принтерами 3Д формата, очками виртуальной реальности, интерактивными панелями, роботизированными строительными наборами и другим высокотехничным оборудованием.

Предполагается, к 2025 году общее число центров с инновационным оборудованием в школьных учреждениях должно достигнуть 16000.

Кроме того, учителя уже делают первые шаги на пути обучения: детский технопарк «Кванториум» предлагает курсы по работе с инновационным оборудованием. А уже несколько лет, начиная с 2019-го года, Министерство образования динамично содействует реализации инициатив по обучению детей различным дисциплинам, прибегая к помощи мобильных приложений и высоадаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

Повышение квалификации педагогов. Нововведения не обойдут стороной и преподавательский состав. Первое, что планируется это повышение профессиональное развитие. Отныне преподавателям требуется подтверждать свою квалификацию, к тому же Министерство образования готовит единую стандартную модель, включающую 5 отдельных блоков: методология, стажировка, предмет, преподавание и психопедагогика.

Вторым изменением, а точнее инновацией в образовательной сфере станет программа «Земский учитель». Данный проект предназначен для направления учителей с целью поддержки местного педагогического состава в школы сельских или отдаленных районов страны. Педагоги, которые хотят сами принять на себя вызов и соответствуют определенным критериям, могут подать заявку в электронном виде на официальном сайте программы (планируется запуск в ближайшее время). Кроме наличия вакансий в учебных заведениях, будут доступны денежные предложения, размер которых составит 1 млн рублей или, в случае Дальневосточного региона, – до 2 млн рублей.

На некоторые престижные вакансии, пользующиеся особым спросом, будут объявлены конкурсы, победители которых будут объявлены до 15 мая. К 20 июля 2025 года школьные заведения обязаны заключить трудовые соглашения с выбранными педагогами. А к началу декабря все преподаватели, перебравшиеся в сельскую местность, получат гарантированно денежную выплату от государства.

Изменения в проведении Всероссийских проверочных работ в 2024

Всероссийская проверка знаний в 2025 году, как и раньше, будет обязательным видом аттестации для всех школ России. И если что-то измениться, то об этом сообщат дополнительно.

Проверочные работы такого масштаба были введены в России в 2015 году, и проводятся до сих пор. В настоящее время их пишет большинство детей, обучающихся в школах. ВПР предназначены продемонстрировать и оценить не только знания обучающихся, но и качество подачи учебного материала, квалификацию учителей и особенности образовательного процесса. Ниже приведены все интересующие родителей и школьников нюансы, касающиеся проведения контрольных работ в 2024-2025 учебном году.

Кому необходимо писать проверочные работы. И в каких классах предусмотрена проверка знаний? В 2019 году для школьников 7 и 8 классов всех школьных учреждений сдача проверочных работ осуществлялась по решению администрации конкретных общеобразовательных учреждений. В 2025 году в связи с новшествами в сфере образования тестирование предполагается для учащихся с 4 по 8, а также с 10 по 11 классов, то есть только ученики девятых классов пока освобождаются от такой обязанности.

Будет ли сдача проверочных работ для девятиклассников обязательным пунктом не только в этом году, но и дальше? На сегодняшний день полной, точной и достоверной информации о таком решении пока нет. Но существует огромная вероятность того, что проверочные аттестации в будущем затронут и девятиклассников, то есть предусматривается сдача проверочных работ всеми обучающимися в школьных заведениях, кроме учащихся начальной школы (с 1-го по 3-ий классы).

Список предметов для сдачи ВПР.

Какие дисциплины сдают ученики школьных учреждений в рамках аттестаций? Дисциплины, которые подлежат оцениванию, зависят от того, в каком классе будет проходить аттестация. На 2025 год проверочные работы планируются провести по следующим предметам:

4 классы – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»;

5 классы – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология»;

6 классы – «Русский язык», «Математика» – для всех классов параллели; по предметам: «История», «Биология», «География», «Обществознание» для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора;

7 классы – «Русский язык», «Математика» и иностранный язык («Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык» — по основному/первому изучаемому языку) – для всех классов параллели; по предметам: «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика» для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора;

8 классы – «Русский язык», «Математика» – для всех классов параллели; по предметам: «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора;

 С 4 апреля по 17 апреля в компьютерной форме:

5, 6, 7, 8 классы – «История», «Биология», «География», «Обществознание».

В 10 и 11 классах ВПР пройдут в режиме апробации с 1 по 25 марта 2025 года по следующим учебным предметам:

10 класс – «География»;

11 класс – «История», «Биология», «География», «Физика», «Химия», иностранный язык («Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык» — по основному/первому изучаемому языку), единая проверочная работа по социально-гуманитарным предметам.

Перечисленные предметы являются стандартизированными и одинаковыми во всех школьных заведениях. Это означает, что ни школьники, ни администрация общеобразовательных организаций не могут каким-либо образом повлиять на выбор предметов.

Формат сдачи Всероссийских контрольных работ. Формат всероссийской аттестации в 2025 году будет таким же, как и в предыдущие годы: никаких глобальных новшеств не ожидается. Каждый школьник получит бумажную копию экзаменационной работы, но количество заданий целиком и полностью будет зависеть от сдаваемого предмета и класса.

Вначале привычно для школьников прописываются конкретные правила и рекомендации по написанию экзаменационной работы. Далее следуют естественно задания, в которых указаны требования к выполнению задания и предусмотрены поля, в которых ученик должен проставить свой ответ и решение (если заданием предусмотрен более развернутый ответ).

Для сдачи работы предусмотрено для каждого класса свой временной промежуток: ребята младших классов должны справиться с работой в течение 45 минут, что приравнивается к одному полному уроку, для ребят, которые относятся ко среднему звену, выделяют для написания аттестации уже больше времени – 60 минут, а старшеклассники располагают еще большим количеством времени – 90 минут. После того, как время подошло к концу, все ученики в обязательном порядке сдают работы.

Ученикам образовательных организаций, для которых предусмотрена сдача ВПР, никуда не нужно ехать: все работы сдаются на месте, в стенах родной школы. В период проведения аттестации, за ребятами наблюдают преподаватели, в обязанности которых входит контроль за соблюдением правил выполнения заданий, недопущение списывания и предотвращение попыток воспользоваться для написания проверочной работы мобильных гаджетов или специальной литературы. На парте имеет место быть только выданные задания на бумажном носителе и письменные принадлежности, иногда допускается наличие черновика и если есть необходимость, то и приспособлений, помогающих производить измерения и вычисления.

Условия оценивания никоим образом не меняются, также как и раньше, каждое задание, которое выполнено верно, оценивается в один балл. Некоторые школьные учреждения для более конкретного понимания результата, могут баллы перевести в стандартные и привычные для школьников и их родителей оценки. Важным моментом, который должны помнить школьники и их родители, является то, что результаты аттестации никак не влияют на итоговые показатели в четверти или за год, они не учитываются даже в аттестатах.

Впрочем, кое-какие изменения ожидаются, и они в основном будут касаться структуры самих заданий. Отныне все образовательные учреждения будут получать отдельные индивидуальные комплекты перед самым началом проведения аттестации, которые в свою очередь будут выбраны случайным образом. Такая мера позволит полностью исключить расспрашивание правильных ответов обучающихся в других школах, у которых аттестация прошла намного раньше.

Сроки проведения контрольных работ. Распорядок прохождения аттестации для большого количества ребят станет достаточно гибким и удобным, и это из нововведений, которое должно поспособствовать более комфортному восприятию школьниками сдачи проверочных работ. Отныне не будет никаких указаний на конкретные даты: школьным учреждениям предложат временной отрезок, за который необходимо провести для учеников экзаменационные работы. Это огромный плюс, что содействует выбору оптимальных дней для сдачи аттестации и без привязывания к определенному дню.

Пока точной информации по датам проведения аттестации нет: они появятся чуть позже в следующем учебном году, и их, возможно, будет узнать в каждом конкретном школьном заведении, так как числа в разных общеобразовательных учреждениях наверняка будут разниться.

Но уже известны временные интервалы сдачи ВПР для разных классов:

  • Четвероклассникам предстоит сдавать математику и окружающий мир с 13 по 24 апреля, а русский язык – с 30 марта по 10 апреля.
  • Школьникам пятых классов представится возможность написать работы по биологии с историей в промежуток с 30 марта по 10 апреля, а по русскому с математикой – с 13 по 24 апреля.
  • У шестиклассников экзаменационные работы по биологии, географии и истории будут проходить в промежуток с 30 марта по 10 апреля, а по русскому языку, обществознанию и математике – с 13 апреля по 24 апреля.
  • Ученики 7 класса в период между 30 марта и 10 апреля имеют возможность написать ВПР по обществознанию, биологии, а также иностранному и русскому языкам. А с 13 по 24 апреля будет аттестация по остальным предметам – истории, химии, математике и физике.
  • У учеников 8 класса написание проверочных работ планируется в конкретные даты, которые пока не известны, но с приближением аттестации информация появится.
  • Для девятиклассников график прохождения ВПР тоже пока не определен, данные будут появляться позже.
  • Учащимся 10 класса предоставляется возможность сдать географию со второго марта по шестое.
  • Выпускникам-одиннадцатиклассникам предоставляется возможность вообще выбирать время сдачи ВПР из трех предложенных временных интервалов: со 2 по 6 марта – для географии и иностранного языка, с 10 по 13 марта – для химии и истории, с 16 по 20 марта – для биологии и физики.

Некоторые временные промежутки охватывают сразу несколько предметов, и проверочные работы по желанию школьника по разным дисциплинам могут сдаваться как в один день, так и в разные дни. Расписания с точными датами определяются на местах, и для их выяснения необходимо непосредственно обратиться к руководству школы в течение 2024-2025 учебного года.

Какие шансы, что ВПР отменят.

Время от времени появляется информация, что в будущем всероссийская аттестация больше не будет востребована, и ее отменят для всех российских школьных учреждений. Но такие сведения не находят подтверждения и считаются ложными: никакой официальной информации о вероятности отмены нет.

Наоборот, с будущего года аттестация затронет еще большее количество ребят, а значит, как и прежде, экзаменационные работы достаточно актуальны и продолжат сдаваться школьниками разных классов по разным дисциплинам.

Всероссийская проверка знаний – ключевая и необходимая мера, которая способствует оценивать качество реального школьного образования всех учащихся во всех российских школах, такое повсеместное и масштабное контролирование.

Применение Всероссийских контрольных работ для оценивания качества обучения ребят в школьных учреждениях было введено еще в 2015 году, и уже длительное время стабильно демонстрирует положительные результаты. А в ближайшем будущем планируется совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), путем их обновления. Пересмотр все ожидали в конце 2019-го года, но пока откладывается из-за непростой эпидемиологической обстановки. Но когда стандарты все же пересмотрят, усовершенствуют и они вступят в силу, их результативность необходимо будет отслеживать и анализировать, в чем поспособствуют как раз контрольные работы.

2025 год не станет исключением для проведения всероссийской проверки знаний, которая непременно ожидается во всех образовательных учреждениях, и скорее всего не будет отменяться и переноситься, если не возникнут форс-мажорные обстоятельства.

График проведения ВПР 2024

Постановление Рособрнадзора устанавливает распорядок прохождения Всероссийских контрольных работ для всех ребят, обучающихся в школьных учреждениях на каждый год и на 2025 год естественно также.

Всероссийскую проверку знаний в 2025 году запланировано провести в промежуток времени с 1 марта по 20 мая. Для более полной и конкретной информации по срокам проведения аттестации необходимо обращаться к администрации школьных учреждений, которые по своему усмотрению устанавливают для каждого класса время написания контрольных работ, но в рамках установленного распорядком временного интервала.

Первыми, кто начинает эстафету по всероссийской проверке знаний, являются ребята старших классов – 10 и 11. Им предстоит с 1 марта по 25 марта написать экзаменационные работы: для 9 классов – по географии, а для выпускников – по истории, биологии, географии, физике, химии, иностранному языку, а также единую контрольную работу по социально-гуманитарной дисциплине. Как и раньше, решение о том, проводить или нет контрольные работы для ребят 10 и 11 классов, будет принимать администрация школы самостоятельно. Всероссийская проверка знаний у выпускников школьных учреждений будет проводиться лишь по тем дисциплинам, по которым не было в свою очередь экзаменов.

С 15 марта по 20 мая 2025 года запланировано тестирование и для ребят 4-8 классов. Для каждого класса рассчитано написание тестов по русскому языку и математике. Ребят 4 классов ожидает непременно написание экзамена по окружающему миру, пятиклассников – по биологии и истории, ребятам из 7 класса предложат проверить свои знания по иностранному языку.

В этот же период шестиклассники будут проходить аттестацию по следующим учебным дисциплинам: история, биология, география и обществознание. Для ребят 7 классов запланирована сдача контрольных тестов по истории, биологии, географии, обществознанию и физике. Ребят восьмиклассников ожидают экзаменационные тесты по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии.

При сдаче экзаменационных работ по истории, биологии, географии и обществознанию для ребят 5-8 классов предусматривается многовариантное решение: сдача работ в электронном формате. Для этого предусматривается временной промежуток, который будет длиться с 4 апреля по 17 апреля.

Запасной день – 18 апреля.

Порядок проведения ВПР в 2025 году

Постановлением Рособрнадзора от 23.12.2022 № 1282 зарегламентированы правила организации Всероссийской проверки знаний в 2023 и 2025 году соответственно. Об этом конкретнее написано дальше.

Масштабная проверка знаний учеников 4-8, 10-11 классов. Контрольное тестирование проводится в один из любых дней временного интервала, который прописан в графике Рособразования и научного надзора по контролю качества подготовки школьников в общеобразовательных учреждениях в форме ВПР в 2025 году, утвержденного постановлением Рособрнадзора № 1282.

Точные сроки написания контрольных работ устанавливаются учебным заведением самостоятельно.

Участвующими в проверке знаний по каждой учебной дисциплине будут все ученики с 4 по 8 класс школьных заведений России, осуществляющих обучение по программам трех ступеней общего образования.

Выпускники 10-11 классов имеют возможность принять участие в проверке знаний только по усмотрению учебного заведения.

Государственные органы принимают вердикт об участии в аккредитации ребят 10-11 классов отдельных общеобразовательных учреждений. Всероссийская проверка знаний в 11 классе осуществляется только по дисциплинам, не отобранными для написания в формате ЕГЭ. Если общеобразовательным учреждением принято решение о аккредитации конкретной учебной дисциплины, к испытанию будут подключены все обучающиеся этого учреждения, которые не планировали сдавать итоговое тестирование в формате ЕГЭ по данной дисциплине. Учащиеся 11 класса, которые предусматривали возможность писать итоговую аттестацию по конкретной дисциплине, могут участвовать в проверке знаний по данной дисциплине по своему желанию.

Во Всероссийской проверке знаний участвуют:

  • 4 класс. Ребята пишут экзаменационное тестирование по русскому языку, математике, окружающему миру. Участие принимают все учащиеся параллели;
  • 5 класс. Ученики проходят тестирование по русскому языку, математике, истории и биологии. Имеют возможность принять участие в сдаче аттестации все учащиеся параллели;
  • 6 класс. Для Ребят 6 классов проверка знаний предусмотрена по русскому языку и математике, в которой участвуют все школьники параллели; а тестирование по истории, биологии, географии и обществознанию пройдет по двум предметам для каждого класса, которые будут выбраны случайным образом;
  • для ребят 4–6 классов представится случай проверить свои знания по русскому языку и математике с контролем итогов независимых экспертов. Всероссийская проверка знаний с независимым контролем результатов непременно проводится с участием сторонних наблюдателей в классе, а сами работы школьников могут быть проверены лишь независимыми экспертами, во избежание недоразумений;
  • 7 класс. Для ребят 7 классов проверка знаний осуществляется по русскому языку, математике и иностранному языку. Принимать участие в аттестации будут все обучающиеся параллели; в тестировании по истории, биологии, географии, обществознанию и физике контрольные работы могут писаться лишь по двум предметам, выбранные случайным образом для каждого класса. Что касается иностранного языка, то проверке знаний подлежит только основной или первый изучаемый иностранный язык.

В классах, где изучение математики или физики проходит на углубленном уровне, контрольное тестирование сдается соответственно изучаемого материала, то есть на углубленном уровне;

  • 8 класс. Ребятам 8 классов предлагают написать экзаменационные тесты по русскому языку, математике. При этом контрольные работы сдаются всеми ребятами параллели; проверка знаний по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии предполагает две дисциплины, выбранные случайным образом для каждого класса.

В классах, где ребята проходят изучение математики или физики углубленно, соответственно и экзаменационные тесты содержат задания с углубленным наклоном.

Для проведения всероссийской проверки знаний по двум дисциплинам, которые выбираются случайным образом, предметы разделяются по одному из каждого предметного направления: к общественно-научным дисциплинам относятся история, обществознание и география; к естественно-научным предметам – физика, химия и биология.

Всероссийская проверка знаний в виде контрольных работ проходит вотум доверия у старшеклассников:

  • В старших классах такая дисциплина, как география, согласно школьной программы, предполагает окончание своего освоения в 10 или 11 классе. Поэтому во всероссийской проверки знаний по этому школьному предмету в 10 классе имеют возможность поучаствовать те учащиеся, у которых согласно школьной программы освоение этой дисциплины прекращается в 10 классе.
  • Ребята 11 класса проходят тестирование по физике, химии, биологии, истории и иностранному языку. Причем проверить свои знания можно, только по тому иностранному языку, который считается ключевым.
  • Для учащихся выпускников предусматривается прохождение единого тестирования по социально-гуманитарным дисциплинам с независимым контролем результативности (выборочное формирование общеобразовательных учреждений и участников, которые включены в выборку, регламентируется организатором на федеральном уровне). Единая экзаменационная работа по социально-гуманитарным дисциплинам с независимым контролем итогов непременно сдается в электронном формате, при этом в классе в обязательном порядке находится независимый наблюдатель, а сами работы, сдаваемые учениками, обязаны быть проверены лишь незаинтересованными экспертами. В единую всероссийскую проверку знаний, которая подразумевает написание контрольных тестов, входят задания по географии, истории и обществознанию.

При прохождении всероссийской проверки знаний общеобразовательной организации предоставляется возможность выбрать, какой из предметов будет сдаваться учениками в электронном формате:

  • Для 5 классов предмет выбирается из двух предложенных: история и биология;
  • Для ребят 6, 7, 8 классов выбор составляет уже из четырех дисциплин: история, биология, география, обществознание.

Для реализации контрольных тестов с 5 по 8 классы по таким учебным дисциплинам, как история, биология, география и обществознание для каждой параллели по отдельному предмету предоставляется на выбор формат ее написания. Ребята выбирают между традиционной формой написания контрольной работы и электронной.

Каждому участвующему в аттестации школьнику присваивается один и тот же код на все контрольные тесты, который ученик будет в дальнейшем сдавать (для выпускников предусмотрен код из четырех цифр, тогда как всем остальным из пяти).

В инструктивно-методических материалах очень подробно разъясняется, кто и что должен делать при проведении всероссийской проверки знания. Достаточно точно и конкретно определены функции каждого из принимающих участие в проверке знаний. Весь порядок действий участвующих, привлеченных к аттестации, зарегламентирован в настоящем Порядке.

Продолжительность, которая предусматривается для прохождения всероссийских проверок знаний и сам вид печати вариантов контрольных тестов, зафиксированы в приложении к настоящему Порядку.

Осуществление сдачи экзаменационных тестов в компьютерном формате для учеников с 5 по 8 класс. Для учеников 5 классов проверка знаний проводится по истории, биологии, а для школьников 6-8 классов – по истории, биологии, географии и обществознанию. Решение о том, в каком формате будут проводиться контрольные работы (традиционном или электронном) принимается администрацией общеобразовательного учреждения самостоятельно. При условии, если руководством школьного заведения принято решение о проверке знаний путем написания контрольной работы в электронном формате, экспертам необходимо предоставить доступ к системе «Эксперт», благодаря которой и происходит проверка всех заданий, написанных учащимися в ходе аттестации.

В общеобразовательных учреждениях, где обучается большое количество ребят и соответственно в проверке знаний все они участвует, для обеспечения приемлемых условий для выполнения контрольных работ предоставляется возможность написания их в электронном формате в несколько этапов. Проверка знаний проводится поэтапно в пределах выбранной даты или в продолжение нескольких дней (не больше пяти дней) интервала прохождения аттестации в электронном формате, который установлен распорядком прохождения проверки знаний.

Организация-координатор реализации всероссийской проверки знаний берет на себя обязанность по обеспечению образовательных организаций реквизитами на право доступа школьников, участвующих в аттестации, для написания экзаменационных работ в компьютерном формате, и экспертов, которые будут задействованы в проверке этих заданий. Данные доступа могут быть опубликованы лишь в личных кабинетах общеобразовательных учреждений в специально для этого предусмотренной информационной системе оценки качества образования – ФИС ОКО.

Когда сдача контрольных работ предполагает использование электронного формата, то к персональным компьютерам выдвигаются определенные технические требования, которые прописаны в приложении.

Для написания контрольных работ с использованием компьютерного формата в параллели 5 классов требуется передать следующую информацию: наличие самих классов в параллели; конкретное число, когда будет проходить проверка знаний, причем по каждой дисциплине отдельно (не более пяти дней).

Для проверки знаний с использованием электронного вида тестирования в параллелях 6 ,7, 8 классов, которая предусматривается по двум предметам, выбранных случайным образом, и соответственно разделение дисциплин среди классов, необходимо предоставить такие сведения: наличие классов в каждой параллели;  конкретное число написания экзаменационных работ по конкретным предметам, выбранных случайным образом (не более пяти дней).

Специальный бланк сбора итогов, который предусматривается для заполнения после проведения аттестации, при проверке знаний в электронном формате не заполняется. Заполнению подлежит протокол, который также имеет электронный формат. В нем отмечается связь между логином ребенка, который присваивается для входа в систему для прохождения проверки знаний, со специальным кодом участника, который также выдается учащимся для написания проверочных работ.

После того, как школьниками в рамках всероссийской проверки знаний написаны проверочные работы, экспертам необходимо сформировать результаты. Для этого они используют специальную систему электронной проверки знаний «Эксперт».

При прохождении учащимися общеобразовательных учреждений Всероссийской проверки знаний, специалистом, который обеспечивает координацию работ по проведению ВПР, выполняются следующие функции:

  • Специалист-координатор выполняет функцию отслеживания заявок, поступающих от общеобразовательного учреждения, которые подтверждают свое участие в написании тестирования, формирует их, при необходимости производит корректировки, тесно взаимодействует другими специалистами и учреждениями образования.
  • Специалист-координатор следит за заполнением графика прохождения проверки знаний общеобразовательными учреждениями путем проведения написания контрольных работ в традиционной и в электронной форме.
  • Специалист, который занимается координацией процесса ВПР, в обязательном порядке осуществляет информирование ответственных организаторов общеобразовательных учреждений о необходимости ознакомиться с инструктивно-методическими материалами, в которых четко и понятно прописаны действия для осуществления сдачи проверочных работ. Осуществляет контроль проведения аттестации в образовательных учреждениях.
  • На координаторе также лежат функции по выполнению мониторинга загрузки общеобразовательными заведениями сбора результатов аттестации в электронном формате.
  • Если контрольные работы учащимися школьных учреждений сдавались в электронном формате, то специалист-координатор следит за ходом проверки экспертами заданий контрольных работ и за заполнением протоколов в электронном виде.

В период прохождения учениками в школьных заведениях тестирования, ответственный организатор общеобразовательной организации отвечает за ряд мероприятий:

  • Организатору общеобразовательного учреждения поручено формировать заявку на принятие участия в прохождении проверки знаний в личном кабинете специальной электронной системы – ФИС ОКО.
  • Ответственному организатору общеобразовательной организации поручено осуществлять формирование распорядка написания контрольных работ в традиционном и электронном формате для учащихся 4–8 и 10-11 классов.
  • Организатору общеобразовательного учреждения поручено заниматься заполнением формы, которая содержит сведения об экспертах, которые проверяют выполнение поставленных задач в тестах в электронном формате: для 5–8 классов контроль осуществляется по истории, биологии, географии и обществознанию; для 11 класса по единому контрольному тестирование по социально-гуманитарным предметам, которое осуществляется в пределах выборочного прохождения с независимым контролем итогов.

Организатор общеобразовательного учреждения ответственный за реализацию проверки знаний должен с соблюдением всех мер секретности скачать архив с данными, которые необходимы для написания экзаменационного тестирования в рамках проведения ВПР. Предлагается это сделать заблаговременно во избежание непредвиденных ситуаций, которые могут помешать сдаче ВПР в запланированный для этого день. Для любого общеобразовательного заведения предусмотрены варианты тестов на индивидуальной основе. При этом используется открытый банк оценочных средств всероссийской проверки знаний. Шкала с условиями, по которой будут оцениваться ответы и бланк сбора итогов, размещены в специальной системе – ФИС ОКО.

В отношении данных о разделении дисциплин для учащихся 6–8 классов, которые происходят случайным образом по определенным классам, то такие данные должны предоставляться общеобразовательным учреждением не раньше, чем за семь дней до дня, когда запланирована проверка знаний, в личном кабинете ФИС ОКО. Эти данные в обязательном порядке должны соответствовать тому расписанию, которое было получено от этого же учреждения, применительно Плану-графику написания Всероссийского тестирования. Распределение дисциплин, которое подлежит случайному выбору, определяет организатор на федеральном уровне.

Ответственный организатор имеет право на скачивание в личном кабинете ФИС ОКО в разделе «ВПР» протокола на бумажный носитель для дальнейшего занесения сведений по классам школьного заведения и их наименованиям, перечень кодов участников тестирования. Четырех- или пятизначные коды выдаются школьникам общеобразовательной организации непосредственно перед началом написания проверочного теста.

Контрольные работы в двух вариантах распечатываются на всех школьников, которые принимают участие в тестировании, при этом строго придерживаясь всех мер секретности. Протоколы на бумажном носителе и коды участвующих в написании тестов распечатываются в том количестве, которое требуется для качественного проведения проверки знаний. Что касается кодов учеников, которые занесены в таблицу, то они в обязательном порядке разделяются на отдельные коды, которые в свою очередь и предоставляются каждому школьнику.

Организатор ответственный за проведение проверки знаний обязан создать все условия для организации выполнения тестирования учениками всех классов. Каждому школьнику, участвующему в проверке знаний, вручается один единственный код на все экзаменационные работы (коды раздаются в произвольном порядке из имеющихся в наличии). Каждому ученику требуется перенести этот код в специально предусмотренную для этого графу на каждой странице контрольной работы.

В то время, когда происходит процесс написания контрольного теста, организатор имеет время на заполнение протокола на бумажном носителе, в котором он прописывается соответствие кода и ФИО школьника, участвующего в ВПР.

После написания контрольного теста, организатор собирает все задания с ответами ребят, участвовавших в проверке знаний.

Дальше подключаются эксперты, осуществляющие проверку ответов учащихся. Для этого специалисты применяют специально разработанную шкалу, позволяющую оценить ответ ученика. Время, которое дается экспертам для проверки тестов, прописано в Плане-графике реализации проверки знаний.

После проведения всех предусмотренных ВПР действий наступает процесс по заполнению электронного бланка сбора результатов. Такая процедура подразумевает внесение в форму кода, номера варианта контрольного теста и соответственно результаты каждого ученика. Если написание контрольных работ осуществляется в электронном виде, то заполнению подлежит электронный протокол.

Стоит обратить свое внимание, что в протоколе, что в бланке по сбору итогов в электронном виде проставляются лишь коды участников без указания фамилий. Соответствие ФИО и кода прописано на бумажном носителе, который хранится в школьном заведении.

Ответственному организатору образовательного заведения далее предстоит загрузить протокол и бланк сбора результатов в систему ФИС ОКО в раздел «ВПР».

Для осуществления тестирования у учеников в параллелях 5–8 классов в электронном формате, организатору, ответственному за проведение ВПР, предстоит предоставить все обязательные для этого данные, обеспечить логинами и паролями ребят, участвующих в проверке знаний, а также специалистов, которые будут проверять ответы на задания, организовать процесс написания ВПР в электронном виде и в дальнейшем работу специалистов, проверяющих ответы заданий.

В ходе проведения контрольного тестирования в классе обязательно должен находиться организатор.

В традиционной форме. Организатор в классе от организатора, который отвечает за проведение ВПР, должен получить коды и варианты (первый и второй) контрольных работ, после чего приступает к раздаче их каждому участнику тестирования.

Перед тем, как ребята начнут отвечать на задания тестирования, организатор в обязательном порядке проводит инструктаж, который длится приблизительно 5 минут. Весь необходимый текст представлен в методичке.

Организатору поручено проверять учеников, как те перенесли в специально предусмотренную для этого графу выданный им код. Код должен быть проставлен на каждом листе с тестами.

Пока учащиеся заняты написанием контрольных тестов, организатор в классе имеет время на заполнение протокола.

После завершения проверки знаний, организатор собирает задания с ответами учеников, участвовавших в тестировании, и передает их ответственному организатору общеобразовательного учреждения.

В электронном виде. Перед тем, как начнется проверка знаний учащихся общеобразовательных учреждений, организатору необходимо проверить подключение персональных компьютеров к сети Интернет (при надобности воспользоваться услугами технического специалиста). После чего ему нужно на каждом компьютере открыть страницу для входа.

Далее встречает и распределяет школьников, участвующих в написании экзаменационных тестов за рабочие места, выдает логины и пароли, которые понадобятся для написания ВПР. При возникновении у ребят трудностей входа на страницу для написания ВПР, помогает ввести логин и пароль.

Перед тем, как начать проводить проверку знаний, организатор пять минут отводит на инструктаж.

В то время, когда школьники, участвующие в написании контрольных тестов, организатор имеет время на заполнение протокола.

Через равные промежутки времени (10 минут) написания контрольной работы, проходит пятиминутка, которая включает в себя гимнастику для глаз. Комплекс упражнений специально разработан для таких мероприятий и проводится наблюдением организатора. Комплекс упражнений представлен в ФИС ОКО, и который можно заблаговременно скачать.

После завершения времени, которое отведено для написания контрольного теста, организатор проверяет, чтобы каждый участвующий в сдачи ВПР корректно завершил работу. Данное действие отображается в бумажном протоколе.

Ни одна всероссийская проверка знаний не обходится без участия специалистов, функцией которых является проверка работ. Список, которых формирует и утверждает общеобразовательное учреждение, из числа преподавателей, работающих в школьных заведениях и имеющих опыт в оценивании тестирования, которое проходят ученики.

В обязанности данного специалиста входит работа по оцениванию тестов, которые были написаны школьниками в ходе проверки знаний согласно полученных критериев оценивания.

Проверяя выполнение заданий участника ВПР, специалист проставляет баллы за каждое задание. Для этого предусмотрено специальное поле.

После того, как экспертом проверены все работы, в таблицу проставляются баллы на титульном листе работы «Таблица для внесения баллов участника» и в таблицу соответствия кода участника и первичного балла за работу каждого участника.

Если же тестирование учащихся осуществлялось в электронном виде, то специалисты получают доступ к электронной системе проверки заданий, после чего и начинают процесс оценивания каждого обучающегося.

Кроме организаторов и специалистов по оцениванию при прохождении проверки знаний может присутствовать независимый наблюдатель. Такой вариант применим тогда, когда проверка знаний проходит с независимым контролем результатов по русскому языку, математике. Общеобразовательная организация в обязательном порядке должна обеспечить наличие в классе независимых наблюдателей (в каждом классе должен находиться один независимый наблюдатель). При всем этом независимый наблюдатель ни в коем случае не может быть работником того учреждения, в котором осуществляется тестирование.

Независимый наблюдатель непременно находится в классе и осуществляет тем самым независимый контроль при написании тестов. Он следит за тем, как соблюдаются все этапы прохождения проверки знаний в классе.

Написание экзаменационных работ учащимися 6–8 классов по дисциплинам на основе случайного выбора. В 6–8 классах происходит распределение определенных предметов случайным образом по определенным классам, которое осуществляет организатор на федеральном уровне. Для написания ВПР по двум предметам на основе случайного выбора, дисциплины разделены по одному из каждой предметной области: так к общественно-научным предметам относится история, обществознание и география, а к естественно-научным – физика, химия и биология.

Данное разделение в обязательном порядке предоставляется общеобразовательным учреждением, но не ранее, чем за неделю (7 дней) до того дня, когда будет проводиться проверка знаний.

Распределение определенных дисциплин по конкретным классам после предоставления информации образовательным заведением находится в личном кабинете образовательного учреждения ФИС ОКО в соответствии с данными, полученной от образовательного заведения.

После чего, организатору, ответственному за проведение проверки знаний, образовательного заведения предстоит скачать информацию о том, как эти предметы распределились по классам, и организовать непосредственно проведение проверки знаний в указанных классах по указанным дисциплинам.

Написание контрольной работы учащимися 7 и 11 классов по иностранному языку. Проверка знаний по иностранному языку у школьников 7 класса происходит в штатном режиме и в электронном формате. Для этого ученикам предоставляется по техническим возможностям школьного учреждения специально оборудованный класс, где ребята смогут пойти проверку знаний по иностранному языку. Все данные, которые необходимы для написания контрольной работы по иностранному языку, находятся в электронной системе ФИС ОКО.

Что касается проведения экзаменационных работ по иностранному языку учащихся 11 класса, то проверка знаний проводится в тестовом режиме. Работа также выполняется в электронном формате по техническим возможностям общеобразовательного учреждения в специально оборудованном классе. Вся информация и программное обеспечение, необходимое для выполнения работ, находится в электронной системе ФИС ОКО.

Сбор контактной информации, которая поможет повысить качество подготовки учащихся к тестированию. Организатору, ответственному за проведение ВПР образовательного заведения предстоит заполнить бланк сбора контактной информации для проведения мониторинга, которая улучшит качество подготовки учащихся к проверке знаний.

Организатору-координатору на региональном уровне необходимо будет осуществить мониторинг загрузки форм сбора контактной информации об общеобразовательной организации. Также в его обязанности входит оказание консультаций общеобразовательным учреждениям.

Получение итоговых баллов за тестирование. Результаты экзаменационных работ имеет право получать ответственный организатор общеобразовательной организации и организатор-координатор регионального уровня. Для этого в электронной системе ФИС ОКО предусмотрен раздел «Аналитика», где и представлены все итоговые баллы учащихся.

Экзаменационные тесты, написанные школьниками в ходе всероссийской проверки знаний, подлежат хранению до того момента, пока учащимися будут не получены результаты. При необходимости, есть возможность осуществить организацию хранения работ участников ВПР на другой временной период.

С 15 по 20 мая ВПР пишут учащиеся 4-8 классов

Всероссийские проверочные работы – это экзаменационные работы по нескольким учебным дисциплинам, которые каждый год пишутся учениками во всех школах страны. От привычных всем контрольных работ они отличительны тем, что их итоги никак не оказывают влияние на оценки учеников. То есть оценивается именно контрольная работа в ходе всероссийской проверки без привязывания к оценкам, которые школьник получает в течение периода обучения. Оцениваются такие экзаменационные тесты также по своей системе. За каждое выполненное задание участнику ВПР присваиваются баллы, суммируются, а после для привычного понимания учеников и их родителей переводятся в обычные оценки с помощью специально предусмотренной для этого шкалы.

Ключевым моментом и главной целью проведения таких всероссийских проверок знаний является анализ уровня подготовки школьников в учебных заведениях в разных регионах России.

При этом постоянно идет напоминание, что итоговые оценки, полученные за тестирование в ходе проведения ВПР, не могут ни коем образом рассматриваться как оценка деятельности отдельных школьников и преподавателей. ВПР нацелено на выявление реальной ситуации, которая сегодня происходит в сфере образования, для дальнейшего усовершенствования.

То есть такие экзаменационные работы учащимся, педагогическому составу, а также родителям ребят, необходимо воспринимать, как некую диагностику процесса образования, которая помогает выявить, насколько хорошо ребята, независимо от территориального расположения, осваивают школьную программу.

До сегодняшнего дня Всероссийское тестирование должно было проходить в конкретные даты, которые устанавливались Министерством просвещения РФ. Но теперь ситуация кардинально изменилась: школьным учреждениям предоставляется право выбора. Министерство в постановлении прописывает лишь временные промежутки, когда должно состояться ВПР. Так в 2025 году Всероссийская проверка знаний состоится в период с 1 марта по 20 мая, а более точные сведения по числам составляются школьными учреждениями самостоятельно.

В приказе Роспотребнадзора прописываются и рекомендации по поводу того, на каком уроке лучше всего провести проверку знаний. Так, согласно рекомендациям, самым удачным временем для проведения проверки знаний является второй, третий или четвертый урок. Что касается времени, то на написание контрольной работы выделяется 45-90 минут в зависимости от  того, в каком классе и по какой дисциплине пишется проверочная работа.

Все экзаменационные тесты в ходе всероссийской проверке знаний для ребят 10 и 11 классов запланированы в промежуток с 1 по 25 марта. При этом отмечается, что в 2025 году общеобразовательные учреждения самостоятельно вправе решать принимать участие в написании проверочных тестах или нет. Прежде всего, проверка знаний ребят, обучающихся в 11 классе, требуется тем ученикам, кто не выбрал утвержденные для ВПР предметы для ЕГЭ.

Для написания экзаменационных тестов в рамках всероссийской проверки знаний ученикам 4-8 классов предоставят более длительный временной интервал: с 15 марта по 20 мая. Отклонением из такого расписания станет тестирование по иностранному языку в 7 классах. Написание работ по иностранному языку пройдет с 1 апреля по 20 мая.

Раньше по мере того, как ребята взрослели, увеличивалась соответственно и учебная нагрузка: количество дисциплин увеличивалось для написания контрольных тестов. Если школьники 4 классов были вынуждены писать контрольные тесты только по трем дисциплинам, то для учеников 8 классов их уже предусмотрено 8 – перечень учебных дисциплин был фиксированным и обязательным для всех школьных заведений. Сегодня для ребят средней школы сделали небольшое послабление: обязательными для написания тестов стали следующие учебные дисциплины: русский язык и математика. А что касается двух других дисциплин, то школьное заведение самостоятельно определится с выбором из предложенного списка.

Исключение составят только ученики  9 и 10 классов. Девятиклассники проходят проверку знаний совсем, а десятиклассники пишут контрольную работу по одному предмету.

Что известно об отмене ВПР в школах в 2025 году?

Всероссийская проверка знаний – организованная деятельность, которая направлена в первую очередь на проверку уровня образованности в общеобразовательных учреждениях, с целью повышения и усовершенствования его качества. В конкретном случае мониторинг проводят не только для оценивания уровня образованности школьников. Скрытым, но ключевым моментом является контролирование учебной деятельности педагогического состава. Идея таких всероссийских контрольных проверок – подробный анализ и оценивание профпригодности учительского состава в каждом общеобразовательном учреждении. Кстати, в 2025 году запланировано тестирование в рамках проведения ВПР по русскому языку у ребят,  учащихся всех классов и школ во всех уголках России. Исключение составят выпускники 11 классов.

Процесс образования, который ниже всякой критики, ничего хорошего не предвещает, в данном случае несложно увидеть по неудовлетворительным отметкам ребят, обучающихся с 4 по 11класс. О том же самом свидетельствует низкое число хороших баллов. Однако большинство школьных учреждений не одобряет такое нововведение, ведь введенный распорядок проверки знаний всероссийского уровня несет за собой массу хлопот руководству общеобразовательных учреждений, загруженным педагогам и самим школьникам. Вместе с тем ежегодная проверка знаний каждого ученика помогает в оценке его уровня накопленных знаний, которые он получает в школьном заведении согласно школьных программ в течение нескольких лет.

Определенно, с помощью этого новшества полностью оценить компетентность каждого педагога не всегда получается, как хотелось бы. За период обучения ребенок вырастает, переходит в следующий класс, может по различным причинам сменить школьное учреждение, изменяется сам преподавательский состав. По этим веским причинам получить достоверный показатель качества обучения невозможно.

В последнее время у школьников и их родителей  все чаще возникает вопрос, когда отменят ВПР.

Вообще, всероссийская проверка знаний направлена на выявление уровня знаний учеников. Эксперты говорят, что они защищают учащихся от «произвола», так как перечень тестов и вопросов для всех российских школьников определенного звена одинаков. Есть задания с учетом разного уровня: от минимума до среднего. Для получения оценки пять достаточно уровня минимум. А при повышенных знаниях учителю рекомендуется обратить внимание родителей на талант ученика. В это и есть главный смысл ВПР.

Но, тем не менее, первый заместитель главы комитета Государственной Думы по образованию Яна Лантратова призвала вице-премьера Татьяну Голикову заменить проверочные работы в рамках всероссийского масштаба в общеобразовательных учреждениях на другую форму контроля оценки знаний учащихся.

Лантратова отметила, что проверочные работы разработаны на основании результатов международных исследований. В связи с этим, почему бы не создать госзаказ на создание национальной методики, которая бы максимально соответствовала внутренним потребностям и оценивала качество всего образовательного процесса, исходя из национальных потребностей и интересов именно российских школьников, педагогов, а не иностранных.

Первый заместитель главы комитета Государственной думы по просвещению говорит о том, что и родители, и учителя оценивают большое количество проверок знаний, которые на сегодняшний день проходят школьники, негативно, так как ВПР:

  • препятствуют прохождению учебного процесса;
  • ученики из-за постоянного написания контрольных работ не проявляют интереса к учебе, как было до введения ВПР;
  • из-за того, что ежегодно приходиться проходить дополнительную проверку знаний у школьников повышается тревожность, возникает стресс, который непосредственно влияет на снижение иммунитета, что в дальнейшем сказывается на здоровье школьника в целом.

В заключение Лантратова высказала свое личное мнение о ежегодной всероссийской проверке знаний. Она считает, что экзаменационные работы, которые пишут ученики 4-11 классов в рамках всероссийской проверке знаний, в том виде, в каком они есть сейчас, находятся в противоречии с принципами, которые отвечают за индивидуальный, личностно-ориентированный подход к учащимся общеобразовательных учреждений, который в свое время показал достаточно высокую эффективность в процессе обучения.

Голикова пока никак не прокомментировала обращение первого заместителя главы Государственной Думы по просвещению, но все с нетерпением ждут ее ответ. Для многих это больная тема и все участники ВПР заинтересованы в том, чтобы эта ситуация хоть как-то сдвинулась с места.

Но как бы там, ни было, российский образовательный надзор недавно разослал по школьным учреждениям письмо, в котором указаны даты проведения всероссийских проверочных работ. Весенние Всероссийские проверочные работы в этом году пройдут в штатном режиме, как и ожидалось ранее. Контрольные напишут ученики 4–8 классов. Поэтому пока никаких изменений не предвидеться.

Что касается 5 и 8 классов, то ученикам предлагается написать контрольные работы в электронном формате в рамках проверки знаний. А вот ученикам 10–11 классов предстоит написать проверочные работы в тестовом режиме. Сам по себе электронный формат сдачи проверочных работ хорош, но требует определенных условий и оснащенности класса общеобразовательного учреждения, чем не все школы страны могут похвастаться.

Вопреки ожиданиям многих, отменять Всероссийскую проверку знаний никто не планирует. На сегодняшний день – это единственный узаконенный метод мониторинга уровня знаний школьников.

Пока не придумана альтернатива, отмена ВПР не произойдет. А придумают ли или оставят все как есть, это уже другой вопрос, на который ответ вряд ли будет. Многие ждут перемен в образовательном процессе, но реальность с ожиданиями пока не совпадают.

Отмечается, что Российский образовательный надзор планирует провести проверочные работы в 4 и 6 классах выборочно. А это значит, что контролировать объективность результатов будут лишь по математике и по русскому языку.  Выделять отдельно каждую дисциплину не собираются, а составят единую проверочную работу по социально-гуманитарным предметам.

Раньше уровень знаний учащихся в общеобразовательных учреждениях проходил путем оценивания при помощи проведения контрольных работ. Задания составляли сами учителя, а их сложность и доступность никто не проверял. Это приводило к тому, что школьники с одинаковыми оценками обладали совершенно разным уровнем знаний. Такая система оценивания тоже далека от идеала, что и повлекло за собой введение новых способов оценки знаний.

С введением ВПР все задания более менее приведены к единому стандарту, в связи с чем не возникает проблем с оценкой знаний школьников, обучающихся не только в разных образовательных учреждениях, но и в разных городах страны.

Как показало исследование, которые периодически проводятся экспертами, ВПР не любят не только ученики, но и преподаватели. Школьники негативно относятся к всероссийским проверочным работам из-за стресса, которому они подвергаются в процессе написания аттестации и подготовке к ней. А это ключевой момент, который снижает вообще всю мотивацию к учебе.

Для педагогов же ВПР – это очередное испытание «на прочность». Ведь результаты показывают, чему преподаватель смог научить школьников и сколько из них действительно усвоило школьную программу. Кроме этого, о результатах ВПР нужно отчитываться. Все это не доставляет удовольствия и занимает много времени.

Отмечается, что в проверочных работах иногда встречаются задания по темам, которые в школе еще не проходили. Это связно с тем, что ВПР составляют по разным программам. После приведения школьных программ к единообразию таких ситуаций не будет возникать. Стоит набраться терпения: школьные программы усовершенствуются, и проблема отпадет сама по себе.

Депутат неоднократно ссылалась на результаты опроса сервиса «Актион Образование», который выявил следующую информацию: практически половина (45%) российских преподавателей  не поддерживают проведение Всероссийской проверки знаний.

Лантратова также предложила, как вариант, сформировать национальный заказ на разработку методики оценки качества образования отечественного образца, что существенным образом видоизменит всю сферу образования.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий