Значительная «цифровизация» всех сфер жизни государства требует уверенности в стабильной работе всех ресурсов и сохранении информации на случай критических ситуаций, например, отключения российского интернет-сегмента от Всемирной сети. Именно эта необходимость положена в основу так называемого закона об автономном Рунете, который вступит в силу с 1 ноября 2019 года.
- Что будет изменено в работе отечественных операторов связи?
- С чем связаны подобные нововведения и как они скажутся на использовании интернета рядовыми пользователями?
Информация о законе и предыстория
О технологиях, которые частично будут использоваться для изоляции Рунета, стало известно еще летом 2018 года. Тогда многие СМИ писали, что ФСБ, Роскомнадзор и Минкомсвязь в лаборатории «Ростелекома» в Реутове занимались тестированием технологии для глубокой фильтрации трафика (DPI — deep packet inspection, «глубокий анализ пакетов» — «Хайтек»), разработанной отечественной компанией RDP.ru. Этот разработчик на 15% принадлежит самому «Ростелекому», однако в Роскомнадзоре позже объяснили выбор RDP.ru именно тем, что компания «разработала самые эффективные инструменты для фильтрации трафика».
Первоначально в тестировании должны были принять участие разработчики RDP.ru, «Системы», «Протея», DDoS-Guard, Napa Labs, Vas Experts и концерна «Автоматика», который входит в госкорпорацию Ростех, однако некоторые из компаний отказались «в связи с отсутствием коммерческого предложения».
Тогда стоимость реализации инициативы Роскомнадзора оценивалась в 20 млрд рублей, но ко второму чтению она увеличилась до 30 млрд рублей.
11 апреля, во время рассмотрения законопроекта, депутаты заявили, что эти деньги уже вложены в бюджет Российской Федерации на 2019 год. При том, что во время принятия бюджета об этом законопроекте еще даже не говорилось.
Как изменится Рунет
По словам авторов, вступление в силу закона не означает, что с 1 ноября 2019 года российский интернет отключат от других стран и он перейдет исключительно на автономную работу. Прежде всего предусматривается возможность его бесперебойной работы на случай кибератак или отключения от глобальной сети. Основой обновленных принципов работы должна стать собственная замкнутая инфраструктура. С учетом всех внесенных поправок изменения заключаются в следующем:
- Вопросы обеспечения устойчивой и безопасной работы интернета на территории РФ и будет решать Роскомнадзор. Он же получает полномочия определять правила маршрутизации трафика отечественных операторов и контролировать их соблюдение. Кроме того, будут установлены трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. При любой угрозе их владельцев обяжут обеспечить условия для централизованного управления трафиком.
- Под руководством Роскомнадзора будет создан (предположительно к концу 2019 г.) Центр мониторинга, владеющий полной информацией о российской инфраструктуре связи. В его обязанности будет входить управление сетями в чрезвычайных ситуациях. Перечень таких ситуаций и возможных угроз, требующих вмешательства Центра, Правительству еще предстоит определить в отдельном постановлении.
- Операторов связи освободят от обязательства ограничивать доступ к интернет-ресурсам с «противозаконной» информацией при условии установки в своих сетях специального оборудования для противодействия угрозам. При поступлении жалоб абонентов на сбои в сети после установки указанных устройств, операторы смогут предъявлять претензии Роскомнадзору, если будет подтверждена взаимосвязь сбоев с внедрением техсредств.
Законом также установлены обязательства для операторов перейти на национальную систему доменных имен, а для госорганов, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждения – использовать средства отечественного шифрования в вопросах взаимодействия с гражданами, физическими и юридическими лицами. Но внедрение этих нововведений отложено до 1 января 2024 года.
Тестирование технологий блокировки Рунета
Роскомнадзор еще 29 марта предложил «большой тройке» мобильных операторов — МТС, «ВымпелКому» и «МегаФону» — протестировать в одном из российских регионов оборудование для глубокой фильтрации трафика. В каком регионе начнут тестировать блокировку Рунета, пока не ясно, представители операторов отказываются давать комментарии на эту тему.
В законе говорится, что «в целях приобретения практических навыков» после принятия документов и внедрения новой инфраструктуры в России пройдут испытания, в которых должны принять участие все компании, которые обеспечивают работу интернета в России: интернет-провайдеры, владельцы точек обмена трафиком, владельцы технологических сетей связи, в том числе пересекающих границу России, а также компании, которым принадлежат большие группы IP-адресов с единой системой маршрутизации.
Пока неизвестно, когда пройдут испытания технологии и как будет оцениваться ее эффективность.
Ответственности за сбои в работе системы и всего Рунета никто не несет
В документе говорится, что системы фильтрации трафика могут давать сбои, которые повлекут за собой проблемы с доступом к интернету в России. Отдельным пунктом указывается, что интернет-провайдеры смогут предъявлять претензии к Роскомнадзору из-за сбоев в работе, но никого к ответственности за это — в том числе разработчиков технологий, операторов связи или Роскомнадзор — привлечь нельзя.
Один из авторов законопроекта, сенатор Людмила Бокова предлагала перенаправлять жалобы от пользователей, которые будут поступать к операторам связи, в Роскомнадзор, однако депутаты отклонили эту поправку.
Соответственно, российский бизнес будет терять прибыль, потому что не работают серверы из-за настроек технологий глубокой фильтрации трафика, но юридически никто отвечать за это не будет.
Чего ждать рядовым пользователям
Власти уверяют, что нововведения пройдут незаметно для обычных россиян-пользователей сети. У экспертов мнения на этот счет самые разные. Одни не разделяют столь оптимистичную точку зрения и прогнозируют ограничение доступа или скорости соединения с определенными интернет-ресурсами. Другие солидарны с чиновниками в отсутствии ощутимых изменений после 1 ноября 2019 года, но при этом скептически настроены относительно эффективности самого закона. Они отмечают только появление у Роскомнадзора полномочий на закупку оборудования на крупную сумму, после чего исполнение закона может растянутся по разным причинам: необходимости сертификации, испытаний и размещения оборудования. Эти процессы могут занять длительное время, но вряд ли обеспечат реальную защиту для Рунета от внешних угроз, как это планировалось изначально.
Закон о «суверенном рунете» с 1 ноября 2019 года подписан: видео