Будет ли образование в школе платным в 2019 году: правда или слухи

По поводу оплаты обучения в школе уже несколько лет идут какие-то слухи и предположения. Одни предполагают, что бесплатным останется только начальное образование, другие пророчат сбор денег за ряд предметов в средних классах, а третьи прогнозируют дорогое обучение в целом. Будет ли образование в школе платным в 2019 году или это только «страшилки» интересует всех родителей. Стоит понять суть проблемы и узнать насколько вероятны риски появления школьного образования за деньги.

Конституционные права россиян

Для начала напомним, что основной закон страны — Конституция РФ – не подвергался никаким изменениям в статьях, посвященных образованию. А это значит, что никакие дополнительные законы или изменения в них не могут перечеркнуть условия, изложенные в главном нормативном документе страны. В Конституции четко прописано несколько основополагающих тезисов:

  • основное общее образование является обязательной нормой для любого гражданина страны;
  • право получить образование имеет любой российский гражданин;
  • дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование является общедоступным и предоставляется в учреждениях государственного и муниципального типа на бесплатной основе;
  • любой имеет право участвовать в конкурсе для зачисления в учреждения высшей школы, чтобы получить высшее образование.

Таким образом, любому ребенку конституционно гарантировано получение минимального багажа знаний (на уровне 9-ти классов) за счет федерального финансирования. Более того – если вас по каким-то причинам не устраивает необходимость посещать школу, то ребенка можно перевести на домашнюю форму обучения – он может обучаться сам, с помощью родителей или репетиторов, посещая образовательное учреждение только для написания контрольных работ, диктантов и тестов, позволяющих пройти аттестацию. В итоге ребенок получит точно такой же аттестационный документ, как и другие выпускники.

Надеемся, что теперь вопрос о том, будет ли школьное образование платным на законодательно закрепленной основе, больше не стои́т. Доступность учебы гарантирована конституционными правами, которые пока что никто не менял.

Откуда появился слух о платном образовании?

Опасения, что российская школа станет платной, появились вскоре после внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ. Правки коснулись правового положения учреждений государственной и муниципальной формы собственности. В них идет речь о субсидиарном финансировании, и поэтому многие сделали вывод, что речь идет о платных образовательных услугах. Однако внесенные изменения касались отнюдь не источников финансирования школ. Просто раньше по законодательным нормам РФ школы получали деньги вместе с указаниями, на какие конкретные нужды их нужно потратить.

Новая норма определила, что теперь школы будут иметь большую самостоятельность в финансовом вопросе – им выделяется субсидированная сумма, а руководство может решить, на какие нужды эти деньги стоит употребить в первую очередь. При этом автономия позволяет школьным учреждениям оказывать платные услуги по обучению учеников. Но взимать плату можно только за те предметы, которые выходят за рамки стандартной школьной программы – деньги на нее, как и раньше, переводятся из госбюджета. Кроме того, руководство школ обязано отчитываться о том, как именно оно распорядилось средствами.

Кстати, новый закон не только расширил полномочия школ, но и ввел строгие ограничения. Например, администрациям образовательных учреждений запрещается взимать средства в наличной форме – любые благотворительные взносы должны переводиться на счета, а их трата — сопровождаться четким обоснованием. Платными образовательными услугами могут быть факультативы, кружки и другие мероприятия (например, продленки), которые носят добровольный характер и не подлежат контролю в виде экзаменов или оценок. Так школьные учреждения могут стать не только автономными, но и самоокупаемыми.

Согласно заявлениям Андрея Фурсенко, который занимал пост министра образования во время подписания нового закона, изменение правовых норм должно пресечь практику нелегальных поборов – теперь собранные средства не будут оседать в карманах представителей школьной администрации. Из бюджета в учреждения будут поступать субсидии, которые директора смогут использовать для покупки лабораторного оборудования, ремонта или организации развлекательных мероприятий (выпускных вечеров и праздничных концертов).

Тогда же выступила и Татьяна Нестеренко, занимавшая пост заместителя министра финансов. Она сообщила, что образовательные учреждения обязаны выполнять государственный заказ на бесплатное обучение детей. При этом бюджетные учреждения могут лишь оказывать дополнительные факультативные услуги или организовывать кружки за плату. Впрочем, возможность предоставления школами допуслуг уже скоро подверглась резкой критике со стороны россиян.

Все помнят, что раньше большую часть кружков ребята могли посещать на бесплатной основе. Теперь же коммерциализация достигла такого масштаба, что все, не связанное с программой школьного образования, предоставляется за деньги. Например, в столице и других крупных муниципальных образованиях степень коммерциализации составляет около 75-80%. Причем в число допуслуг попали не просто шахматы или моделирование – дополнительные деньги приходится выкладывать за факультативы по математике или русскому языку.

Не так давно по этому поводу высказалась нынешний министр образования — Ольга Васильева. Она назвала подобную практику уловками школьных администраций – иногда рядом с обычным расписанием уроков висит почти такое же, касающееся платных занятий чуть ли ни по всем предметам. Министр сообщила, что считает такое положение дел недопустимым, поэтому предлагает в ближайшее время рассмотреть вопрос о переводе школ из муниципального подчинения в региональное. Пилот проекта уже запущен в нескольких регионах.

Впрочем, у российской школы есть и другая проблема, связанная с навязыванием платных услуг. В данном случае речь идет о репетиторстве. Этот вид деятельности процветает в выпускных классах средней и старшей школы: учеников и их родителей запугивают, что сдать ОГЭ и ЕГЭ без дополнительных занятий невозможно. Более того — известны случаи, когда учителя намеренно подходили к стандартным урокам в школе спустя рукава, чтобы ученики не смогли усвоить материал, а родителям пришлось оплачивать занятия во внеучебное время.

Если же прибавить к этому сборы на ремонты, занавески, канцелярию и учебники, то говорить о бесплатном образовании в 2018/2019 учебном году не приходится, хоть оно и прописано в Конституции страны.

Оплата за дополнительное образование и репетиторов

Вряд ли в России полноценно возродится система факультативных бесплатных занятий. Такое практикуется лишь в малом количестве образовательных учреждений, причем большая часть из них находится в сельских населенных пунктах. В ряде городских школ даже практикуется неофициальный запрет таких мероприятий со стороны руководства.

Небольшое количество бесплатных кружков еще пока сохраняется, но основная масса дополнительных занятий уже давно платная. При этом кружки по интересам и другие формы допобразования не являются обязательными, к тому же экзаменов по ним не предполагается. Поэтому здесь родители и дети поступают согласно желаниям и возможностям.

Другая ситуация наблюдается с особенностями преподавания общеобразовательных предметов, репетиторства и последующей экзаменации. Очень часто в соцсетях и даже в самих школах появляется такая информация, что ОГЭ и ЕГЭ сдать без дополнительных занятий с репетитором невозможно. Безусловно, если уровень преподавания критично низкий, то высокие баллы на экзамене будет сложно получить. При этом, если учащийся пытается освоить хотя бы этот объем преподаваемой информации, то он сможет пройти выпускные экзамены. Вопрос только в том, какая итоговая оценка будет выставлена по результатам.

Большинство родителей, уже прошедших с детьми этап выпускной аттестации по формату ОГЭ и ЕГЭ, утверждают, что если контролировать успеваемость школьников хотя бы в последний год учебы, то можно и без репетиторов претендовать на высокие оценки.

К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях складывается такая нехорошая традиция, когда сами педагоги заинтересованы в том, чтобы стандартная программа предоставлялась детям некачественно с целью дальнейшего оказания репетиторских услуг на платной основе.

Родителям нужно перестать верить в дезинформацию относительно платности общего образования и не «вестись» на уговоры учителей на их найм в качестве репетитора по причине сложности экзаменов. Дополнительные занятия нужны только тем детям, которые халатно относятся к учебе или учатся в очень слабом образовательном учреждении. Даже в этих случаях стоит предпочесть стороннего преподавателя в качестве репетитора или просто самостоятельно помочь ребенку немного подтянуть свои знания.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий