
Министерство финансов подготовило законопроект, согласно которому в России с 1 января 2026 года вводится новый экологический налог. Его введение обсуждалось в течение нескольких лет, но только в 2025 году завершена доработка и согласование документа. Поводом для систематизации стало поручение Президента и обращения бизнеса по поводу замены многочисленных неналоговых платежей единым экологическим налогом.
Налог включается в Налоговый кодекс РФ отдельной главой, и заменит собой действующие ранее «платы за негативное воздействие на окружающую среду», которые взимались в рамках природоохранного законодательства.
Цели введения
Основной задачей нового сбора является:
- стимулирование снижения вредных выбросов и сбросов;
- экологическая модернизация предприятий;
- прозрачность платежей;
- улучшение системы контроля за загрязнителями.
По замыслу Минфина и Минприроды, единая система позволит упростить администрирование и обеспечить перераспределение средств в пользу регионов с ухудшенной экологией.
Кто обязан платить налог

Налогоплательщиками экологического налога признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду;
в том числе при деятельности:
- на территории РФ;
- на континентальном шельфе РФ;
- в исключительной экономической зоне РФ.
⚠️ Освобождаются от уплаты:
- физлица и ИП, работающие исключительно на объектах IV категории экологической опасности (при наличии соответствующего свидетельства);
- субъекты, в процессе деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО).
При этом плательщиками по ТКО выступают региональные операторы, а не производители отходов.
За что взимается налог
Объектами налогообложения являются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение и накопление отходов (кроме ТКО);
- образование отходов от производственной или иной деятельности.
Налог заменяет плату за негативное воздействие, предусмотренную ФЗ №7 «Об охране окружающей среды».
Формула расчета
Размер налога рассчитывается на основе:
- объема (массы) выбросов/сбросов/отходов;
- коэффициента опасности (вредности) вещества;
- базовой ставки;
- поправочного коэффициента (например, для особо охраняемых территорий).

Примеры ставок (по данным Минприроды и ФНС, проект 2026 г.)
| Вещество | Ставка за 1 тонну, руб. |
|---|---|
| Аммиак | 138,8 |
| Сероводород | 686,2 |
| Диоксид азота | 138,8 |
| Свинец, ртуть, их соединения | более 18 000 |
❗ Чем токсичнее и опаснее вещество, тем выше ставка. Это стимулирует бизнес внедрять экологичные технологии.
Для веществ, попадающих в список приоритетных загрязнителей, устанавливаются повышающие коэффициенты, а в некоторых случаях — пятикратное увеличение ставок, особенно при выбросах сверх установленных нормативов.
Сложности внедрения
Несмотря на готовность законопроекта, часть механизмов администрирования еще требует доработки:
- автоматизация сбора и контроля;
- распределение поступлений между бюджетами;
- поддержка инфраструктуры переработки отходов.
Вопрос о целевом использовании поступлений также обсуждается — предполагается, что часть средств будет направлена в экологические фонды и на субсидии предприятиям, внедряющим природосберегающие технологии.
Дополнительные расходы
Для предприятий, ведущих деятельность на территориях с повышенной природоохранной значимостью (ОПТ, водоохранные зоны и пр.), в расчет суммы налога вводится повышающий коэффициент, отражающий необходимость повышенной экологической ответственности.

Итог
С 2026 года экологический налог в России становится обязательным для большинства субъектов хозяйствования. Это не просто новый фискальный инструмент — он призван перевести экологические платежи в прозрачное и контролируемое налоговое поле.
- Заменяет прежние платы за выбросы и сбросы;
- Администрируется налоговыми органами (через ФНС);
- Расчет зависит от количества, состава и вредности загрязнений;
- Льготы предусмотрены только для ТКО и IV категории объектов.












