Изменения, активно внедряемые в сфере образования, в первую очередь направлены на повышение уровня знаний учащихся. Мониторинг, проводимый Минобрнауки, доказал, что в условиях отсутствия экзаменов, уровень знаний по определенным предметам существенно снижается. Иными словами, ученики склонны уделять меньше внимания предметам, качество преподавания по которым не подлежат контролю в выпускных классах.
Именно поэтому в 2019 году для всех учащихся РФ будут обязательными три этапа проверки знаний:
- по окончанию 4 класса;
- после 9 класса;
- после 11 класса.
Если экзамены для выпускников 9 и 11 классов в большинстве воспринимаются, как необходимый этап для поступления в колледжи и ВУЗы, то мнение учителей и родителей о необходимости проведения ЕГЭ в 4 классе разделились и в 2019 году дискуссия о целесообразности мероприятия снова будет актуальной.
Будут ли дети сдавать ЕГЭ в 2019 году?
Итоговая аттестация для выпускников младшей школы – достаточно молодой экзамен. Пилотный проект ЕГЭ для 4-х классов прошел апробацию в 2016 году, а уже в 2017 были экзаменованы малыши всех регионов РФ.
Несмотря на то, что разговоры о возможности отмены испытаний при переходе из младшей в среднюю школу не утихают, в 2019 году учителям и родителям не стоит рассчитывать на принятие такого решения. Государственная Итоговая Аттестация 2018 года для учеников 4-х классов еще раз подтвердила факты, о которых не раз говорили в Минобрнауки:
- Экзамены необходимы, не только как форма контроля достижений учащихся, но и как одно из направлений оценки работы учителя.
- Благодаря щадящему формату проведения ГИА ученики не испытывают психологический дискомфорт не более чем при написании контрольной работы.
- Единый банк заданий позволяет реально оценить качество знаний учащихся в разных регионах страны.
Список дисциплин, выносимых на итоговый контроль
Ученикам, которые заканчивают обучение в четырехлетке, в 2019 году нужно будет пройти аттестацию по таким дисциплинам:
- русский язык;
- математика;
- окружающий мир (природоведение).
Многих родителей пугает то, что в сети регулярно мелькает информация о расширении списка. Сначала Министерство взялось за учеников старшей школы, но вот-вот дойдет и до 4-х классов, обязав их сдавать еще и русскую литературу, изобразительное искусство и английский (немецкий, французский или итальянский) язык. Таким образом число предметов расширится сразу до шести!
Пока что родителей можно успокоить – никакой официальной информации из Минобразования или Рособрнадзора по этому вопросу не поступало. Даже выпускникам предстоит сдавать иностранный язык не ранее 2020, а то и 2025 года, так что в 2019 году список для 4-х классов вряд ли будет увеличен.
Формат проведения экзамена
ГИА в 4 классе существенно отличается от испытаний, которые предстоят выпускникам 9 и 11 классов, ведь проходит экзамен в привычной для детей атмосфере родного класса и по факту почти не отличается от обычной контрольной работы.
В 2024-2025 учебном году экзамены в 4 классе пройдут в конце апреля. Время выполнения, отведенное на выполнение каждой итоговой работы – 1 урок (45 минут).
Все задания утверждаются специальной экспертной комиссией ФИПИ и предоставляются учащимся в печатной форме (на специальных бланках) непосредственно в день проведения ГИА. Таким образом, ни дети, ни учителя не имеют возможности заранее ознакомиться с заданиями, что обеспечивает достоверность результата.
Формат проведения экзамена
ГИА в 4 классе существенно отличается от испытаний, которые предстоят выпускникам 9 и 11 классов, ведь проходит экзамен в привычной для детей атмосфере родного класса и по факту почти не отличается от обычной контрольной работы.
В 2024-2025 учебном году экзамены в 4 классе пройдут в конце апреля. Время выполнения, отведенное на выполнение каждой итоговой работы – 1 урок (45 минут).
Все задания утверждаются специальной экспертной комиссией ФИПИ и предоставляются учащимся в печатной форме (на специальных бланках) непосредственно в день проведения ГИА. Таким образом, ни дети, ни учителя не имеют возможности заранее ознакомиться с заданиями, что обеспечивает достоверность результата.
ЕГЭ по русскому языку для 4 класса
Регламент гласит, что ЕГЭ для четвертого класса по данному предмету проходит в два этапа:
- первый – ученики пишут небольшое сочинение (длительность этой части экзамена равна 45 минутам);
- второй – ученики читают текст, а потом записывают в бланке ответы на 13 вопросов (на эту часть отведено еще 45 минут).
В сети ходят слухи, что первый этап могут упростить, заменив сочинение диктантом, но пока что никаких разъяснений от Рособрнадзора по данному вопросу не поступало. Следует отметить, что ребята могут сначала записывать свои мысли на черновиках, но важно грамотно распределять время, так как итоговая работа сдается на чистовом бланке, а черновики комиссия не проверяет.
На экзамене по русскому языку проверяют:
- умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы языка;
- знание основных языковых единиц, то есть умение определять части речи и выделять однородные, главные и второстепенные члены предложения;
- способность классифицировать согласные и гласные звуки, делить слова на слоги, расставлять ударения, верно произносить звуки и их сочетания;
- навыки в формулировке мыслей с соблюдением всех языковых норм;
- готовность воспринимать информацию в письменном виде;
- навык поиска слов с одинаковым и противоположным значением;
- умение выявлять однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- способность отличать слова, которые могут изменяться, от неизменяемых;
- умение выделить окончание, корень, приставку, суффикс;
- навыки словообразования;
- степень овладения классификацией слов по составу;
- умение распознать основные грамматические признаки различных частей речи;
- умение использовать знаки препинания в сложных предложениях;
- навыки распознания и понимания роли морфологических частей, к которым отнесены имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, союзы, предлоги и частицы.
ЕГЭ по математике для 4 класса
Родителям и малышам следует знать, что:
- испытание по математике для четвероклассников длится 45 минут;
- ученикам раздаются контрольные материалы с задачами и бланки, на которых нужно записать верные ответы и расчеты;
- общее число заданий по математике равно 11;
- к бланкам выдается черновик для записей (как уже было сказано, проверять его учителя не будут);
- на экзамен ученикам разрешено брать только ручки. Использование дополнительных средств (прежде всего — калькуляторов) строго запрещено.
На экзамене ребенок должен продемонстрировать:
- выполнение арифметических действий, которые могут касаться как чисел, так и числовых выражений (уравнений). В заданиях встречаются задачки, в которых придется складывать, вычитать, умножать и делить числа, состоящие из одного, двух или трех знаков;
- навык решения простейших задач (на одно действие) и задач, предполагающих решение в два-четыре действия;
- умение логически мыслить – задачи построены на описании практических повседневных ситуаций с вычислением временных единиц, длины или веса;
- умение распознавать и изображать геометрические фигуры;
- умение проводить действия по вычислению геометрических величин – возможно, юному математику придется найти периметр или площадь фигуры.
ЕГЭ по окружающему миру для 4 класса
Аттестационный контроль по природоведению не считается трудным — ученику предложат билет, состоящий из 10 вопросов, ответить на которые нужно будет за 45 минут. В экзаменационных материалах встречаются самые разнообразные вопросы, которые можно условно поделить на два блока.
Блок 1. Особенности взаимоотношений человека и природы. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, четвероклассник должен продемонстрировать знание:
- классификации объектов (естественного и искусственного происхождения);
- явлений природы (гроза, волны, дождь, снег, землетрясение и т.д.);
- веществ и их основных состояний (твердые тела, жидкие и газообразные вещества);
- космических тел (планет и звезд);
- строения человека;
- экологии (природопользование и окружающая среда);
- особенностей нашей планеты (материки и океаны, погода, особенности поверхности земного шара, виды водоемов, свойства воздуха и воды, полезные ископаемые, почва, растительный и животный мир, царство грибов).
Блок 2. Основные аспекты жизнедеятельности человека. Вопросы из этого блока будут касаться:
- взаимоотношений, которые складываются между человеком и обществом. Школьник должен понимать основы духовных и культурных ценностей, существующих традиций, религиозных особенностей разных стран мира, а также раскрыть роль семьи и дружеских отношений, показать понимание таких категорий как «коллектив», «праздник», «труд», «родина»;
- Российской Федерации и ее устройства. Четвероклассники должны показать, что они разбираются в признаках государственности, имеют представление о главных праздниках страны, могут найти ее на карте мира, описать самые крупные города и достопримечательности, назвать столицу, рассказать об этническом составе, быте и культурных аспектах государства;
- истории Российской Федерации. Ученики должны продемонстрировать знания родной истории и описать самые яркие события из нее;
- основ безопасности жизнедеятельности человека. Школьники должны знать, как нужно вести себя в транспорте, дома и на улице, понимать, насколько ценно здоровье человека и как уберечь себя от опасностей, когда бываешь на природе.
Подготовка к экзаменам в младшей школе
Поскольку экзамены в 4 классе – проверка не только учеников, но и учителя, в большинстве школ на протяжении 2024-2025 учебного года будут проводить подготовку ЕГЭ. Поскольку сами вопросы, вынесенные на Итоговую Аттестацию достаточно простые, для большинства учащихся 4-х классов не потребуется чего-то большего, чем учитель стандартно дает на уроке.
Дополнительные занятия по предметам могут потребоваться, если:
- ребенок много пропускает школу по состоянию здоровья;
- на протяжении учебного года были длительные перерывы в обучении (карантины);
- преподавание ведется на низком уровне;
- ребенку сложно дается программа младшей школы ввиду индивидуальных особенностей.
Как правило, учителя выявляют ребят, нуждающихся в дополнительной подготовке, и занимаются с ними, подтягивая на нужный уровень. Кстати, это входит в непосредственные обязанности каждого педагога! Если же родители видят, что школа не удовлетворяет потребность ребенка в знаниях и внимании, стоит задуматься о хорошем репетиторе. Но, лучше задуматься о другой, действительно хорошей школе, если такая возможность существует.