Группа Продленного Дня – три слова, которые вне сомнения, волнуют большинство работающих родителей. Почему для одних детей и родителей «продленка» — это действительно решение массы проблем, а для других – самая большая проблема периода младшей школы?
Давайте разберемся, как будут работать ГПД в 2019 году, и какой формат должна иметь «продленка» в условиях современной школы.
Нужна ли «продленка»?
Когда отзвенит первый звонок, в небо улетят разноцветные воздушные шары и первоклассники с радостью и трепетом переступят порог класса, начинаются школьные будни. Уже 2 сентября новоиспеченные первоклашки должны сесть за парты, тогда как их родителей ждет стандартный рабочий день. Рабочее время родителей не корректируется с учетом того, что кроха покинул такой удобный для всех и работающий до 18-19 часов детский сад и пошел в школу, где 4 урока закачиваются еще до 12 часов дня.
Как выйти из ситуации?
- привлечь к воспитанию малыша бабушек и дедушек;
- нанять няню;
- оформить ребенка в группу продленного дня.
Третий вариант – оптимальное решение и не только из финансовых соображений. Находясь в стенах школы после уроков, дети получают возможность:
- ближе познакомиться и подружиться с одноклассниками;
- принимать активное участие в различных мероприятиях на уровне класса и школы;
- посещать кружки и секции;
- дополнительно заниматься с учителями;
- провести свободное время с пользой, познавая мир и играя в увлекательные игры.
Как будет организована продленка в школах в 2024-2025 годах?
Группа продленного дня или продленка подразумевает собой организацию внеурочного времени учеников. Закон разрешать школам самостоятельно решать, нужно или создавать группу продленного дня или нет. Но в большинстве учебных заведений они все же работают, поскольку это настоящее спасение для работающих родителей. Чаще всего продленка работает только для младшей школы, но иногда и для учеников средних классов.
Длительность так же зависит от школы, хотя чаще всего дети могут находиться в группе до 18.00. Воспитатель группы присматривает за детьми, обеспечивая их безопасность. Помимо этого, в большинстве случае учитель проводит игры и занятия с детьми. Ученики на продленке делают следующее:
- Учат домашнее задание.
- Читают книги и играют в развивающие игры.
- Обедают.
- Отдыхают.
- Выходят на прогулку на улицу.
- Посещают кружки, если они работают в школе, и так далее.
Программа группы продленного дня устанавливается учебным заведением. Иногда воспитатель только обеспечивает безопасность детей и не проводит никаких занятий. В таком случае он не обязан учить уроки с ребенком. Хотя нередко педагоги не только способствуют развитию малыша, но и могут помочь подтянуть оценки по какому-либо предмету.
Плюсы и минусы продленки в школе
Нахождение ученика, особенно младших классов, в группе продленного дня имеет немало преимуществ:
- Родители могут не беспокоиться о безопасности ребенка, так как он находится под присмотром воспитателя.
- Чадо поест полноценный горячий обед и не будет сидеть голодным. Хотя часто за обед нужно дополнительно платить.
- Ребенок сможет поучить уроки в школе.
- Ученик сможет посещать кружки в школе, если они имеются.
- Ребенок общается со своими сверстниками, учится находить общий язык с другими людьми, адаптируется к социальному обществу.
- Ученик обязательно выходит на улицу (за исключением плохой погоды). Обычно организовывается две прогулки.
Несмотря на длинный список плюсов, продленка имеет и свои недостатки:
- Ребенок может уставать от длительного нахождения в школе и активной программы. Усталость обычно приводит к раздражению и нежеланию с утра идти в школу.
- Отсутствие личного пространства так же может негативно отразиться на психологическом состоянии ученика.
- Еда в школьной столовой, несмотря на всю полезность, редко бывает вкусной.
- При плохой погоде дети большую часть времени проводят за партами, а это негативно отражается не только на психологическом состоянии, но и здоровье. Большинство учеников неправильно сидят за партами, что увеличивает риск искривления позвоночника.
Положительные и отрицательные стороны пребывания ребенка на продленке во многом зависят от школы и педагога.
Сколько обойдется пребывание ребенка в ГПД в 2019 году
Многие родители помнят, что ГПД в свое время была бесплатным дополнением к комплексу образовательных услуг, оказываемых школами. Сегодня ситуация несколько изменилась и пребывание ребенка в школе после окончания уроков – это дополнительная платная услуга, стоимость которой устанавливается непосредственно учебным заведением.
В качестве бесплатного предложения для родителей многие школы предоставляют бесплатный формат ГПД с 2-хчасовым пребыванием ребенка в школе. Конечно, проблему работающих до 5-6 а иногда и 7 вечера родителей такая «продленка» не решит, а это значит, что альтернативы платным услугам и в 2019 году нет.
Единого ответа на вопрос, сколько стоит или должна обходиться продленка в школе в 2024-2025 учебном году, нет и быть не может, ведь на образование цены влияет множество факторов, в числе которых:
- количество детей в группе;
- меню и количество приемов пищи;
- насыщенность и разнообразность программы;
- квалификация воспитателя (учителя), работающего с детьми;
- уровень учебного заведения;
- длительность пребывания ребенка в группе.
Средняя стоимость таких услуг в регионах России в 2017-2018 учебном году составляла:
Регион |
Цена ГПД |
Курская обл. |
8000 руб. |
Свердловская обл. |
7200 руб. |
Воронежская обл. |
7000 руб. |
Тамбовская обл. |
4200 руб. |
Хабаровский край |
3000 руб. |
Московская обл. |
3000 руб. |
Хабаровская обл. |
3000 руб. |
Ивановская обл. |
2650 руб. |
Владимирская обл. |
2500 руб. |
Волгоградская обл. |
2500 руб. |
Белгородская обл. |
2000 руб. |
Семьи, имеющие право на определенные социальные льготы (малообеспеченные, многодетные, матери-одиночки) имеют право обратиться к руководству учебного заведения с просьбой уменьшить стоимость ГПД. Возможно, в вашей школе в 2024-2025 учебном году для данной категории учащихся продленка будет предоставляться совершенно бесплатно. Так тоже бывает.
Что должен и не должен делать воспитатель ГПД
Поскольку услуга платная, многим родителям хотелось бы, как говориться, получить «по максимуму». Но, тут тоже существует ряд нюансов. Вести группу продленного дня может как сам учитель, работающий в классе (как правило, этот вариант выбирают, если в продленку ходит почти весь класс), либо приглашенный воспитатель.
Во втором случае важно понимать, что «воспитатель ГПД» и «учитель начальных классов» — это на самом деле разные профессии. Хотя, нередко воспитатели вполне успешно справляются с ролью репетиторов и активно помогают детям разобраться с домашними заданиями. Но, тут все зависит от человека и объема обязанностей, прописанных в контракте или уставе школы.
Минимум, на который могут рассчитывать родители – это:
- обеспечение безопасности каждого ребенка;
- организация досуга детей;
- прогулки на свежем воздухе в хорошую погоду;
- сопровождение малыша до кабинета, в котором проходят занятия кружка или секции.
В остальном же требования к воспитателю ГПД практически не отличаются, ведь ему предстоит найти общий язык с воспитанниками, составить план мероприятий и грамотно организовать работу ребят.
В самых дорогих ГПД дети не просто гуляют на территории, играют в классе, занимаются любимым хобби и посещают различные секции. В программу продленки могут быть включены:
- посещения театра, кино, зоопарка, музеев и выставок;
- мастер-классы по рукоделию;
- встречи с интересными для ребят людьми;
- организации соревнований и различных праздников;
- дополнительные занятия с педагогами;
- медицинские процедуры (в школах, имеющих специально оборудованные кабинеты).
Домашнее задание и продленка
Учить ли в продленке уроки – решение сугубо индивидуальное. Если ребенок пребывает в школе после уроков всего 2 часа, уроки он точно будет делать уже дома. Если же в продленке он находится до 6-7 часов вечера, то выполнение домашнего задания – очевидная необходимость. Эффективность обучения в таком случае будет зависеть от умения воспитателя (учителя) правильно организовать работу над домашним заданием, его готовности уделить должное внимание каждому малышу и, конечно, особенностей самого ребенка. Кто-то быстро и легко справляется с заданиями самостоятельно, а кому-то для успешного обучения необходим рядом взрослый, всегда готовый помочь и подсказать, а также абсолютная тишина и отсутствие отвлекающих моментов.
Опасности ГПД
Считаете, что самая большая опасность – это попасть в плохую группу продленного дня? Но, представьте себе, что для детей и родителей опасность таится как раз в хорошем учителе, который в полной мере берет на себя ответственность за обучение ребенка в 1-4 классе. Что же получается дальше? Уже с первых дней 5-го класса родители открывают для себя огромное количество домашних заданий, с которыми ранее ребенок справлялся каким-то образом без них. Но, рядом нет привычного педагога-помощника, что нередко стает причиной стресса и для ребенка и для родителей.
Какой выход? Не перекладывайте все на плечи воспитателя. Всегда находите время для ребенка, пусть даже это будет выполнение какого-то не самого сложного задания. Если точно знаете, что не готовы к такому испытанию, заблаговременно найдите хорошую няню, готовую взять на себя часть хлопот, или частную «продленку» для учеников средней школы.