Школьники, нацеленные на высокий балл аттестата и поступление в ВУЗы, пытаются заранее узнать, каким образом будут организованы для них экзамены в 2019 году. Это необходимо, чтобы как следует подготовиться к предстоящим проверкам и пройти их без стрессов.
Так как система проведения экзаменов на общегосударственном уровне периодически изменяется, дополняется и трансформируется, вполне логично возникают вопросы о том, чего ждать выпускникам, которые окончат 9 класс в 2019 году, сколько типов проверок знаний им предстоит пройти и как они будут происходить.
Типы государственной итоговой аттестации (ГИА)
За последние несколько лет система многократно изменялась, то упрощаясь, то дополняясь некоторыми нововведениями, поэтому информация, которую получают выпускники 9 классов, постоянно обновляется.
Государственная аттестация, которая ожидает учащихся после завершения 9 класса, представлена двумя типами аттестационных мероприятий для выпускников. Их названия представляют собой аббревиатуру полных наименований, фигурирующих в официальной документации:
- ОГЭ – общая система проверки знаний;
- ГВЭ – система, внедрённая для определённых категорий детей.
В этих двух типах проверки знаний есть общие черты, но есть и принципиальные отличия.
ОГЭ
ОГЭ – сокращённый вариант названия основного госэкзамена, проводимого одновременно по всей России в конце учебного года. Эта система представляет собой проверку или срез знаний по предметам, которые читались у выпускников 9 классов. Количество этих дисциплин в 2019 году составит 5 (две обязательные и три выборочные).
К сдаче этого типа тестирования допускаются ученики:
- не имеющие годовых оценок ниже «3» по всем дисциплинам общеобразовательной программы;
- которые имеют одну годовую оценку «2», если по этой дисциплине они будут сдавать экзамен в ходе ОГЭ;
- граждане других государств или ученики, не имеющие официального гражданства, переселенцы или беженцы из неблагополучных районов, где ведутся военные действия или произошли природные катаклизмы;
- ученики прошлых лет, не получившие по каким-либо причинам аттестат о неполном среднем образовании.
Министерством образования определён перечень предметов, которые являются обязательными для экзамена у девятиклассников по всей стране. К таким предметам относятся:
- русский язык;
- математика.
Результаты ОГЭ по этим дисциплинам непосредственно влияют на оценку, которая будет фигурировать в аттестате об образовании, полученном по итогам 9 класса.
На данный момент под вопросом находится решение о присоединении к этому перечню обязательного экзамена по истории. Однозначного мнения пока нет, но вопрос активно обсуждается, мнения компетентных лиц разделяются, поэтому окончательное решение ожидается в 2018 году. В случае положительного решения общее количество экзаменов для российских школьников увеличится до шести.
На данный момент Министерство образования намеренно узаконить для выпускников 9 классов три экзамена на выбор в 2019 году. Выбирать школьники смогут среди таких дисциплин:
- точные науки (физика, информатика и ИКТ, химия);
- гуманитарные науки (русская литература, биология, история, обществознание, география, иностранные языки).
Результаты этих экзаменов не будут иметь влияния на показатели аттестата, но помогут ученикам подготовиться к сдаче ЕГЭ в 11 классе.
Нововведением станет и то, что в 2019 году впервые пройдут ОГЭ учащиеся школ в Крыму. Ранее ученики этого региона были освобождены от такой необходимости из-за большого расхождения программ, применяемых в прежние годы, но начиная с 2019 года они присоединятся к общефедеральной системе аттестации.
ГВЭ
ГВЭ – сокращение от словосочетания «государственный выпускной экзамен». Представляет собой ещё одну форму государственной аттестации, предусмотренной для выпускников, получивших неполное среднее образование. ГВЭ могут сдавать не все, он разрешён лишь для учащихся таких категорий:
- официально получившие статус инвалида, и дети с ограниченными физическими возможностями;
- ученики спецшкол с режимом закрытого типа;
- девятиклассники, находящиеся в местах лишения свободы.
Существенным отличием ГВЭ является возможность выбора выпускником формы работы на экзамене по русскому языку (сочинение или изложение). Кроме того, продолжительность экзаменов в случае ГВЭ увеличивается по сравнению с ОГЭ. Также существует особый подход к аттестации детей с особым состоянием здоровья.
В ходе ГВЭ после 9 класса предстоят проверки только по двум предметам: математике и русскому языку.
Чем отличается ОГЭ от ГВЭ
Многие немного знающие о ГВЭ ученики считают, что разница такого формата экзамена заключается лишь в количестве сдаваемых предметов и самом наименовании. Аббревиатура ГВЭ обозначает государственный выпускной экзамен. ОГЭ же расшифровывается как общий госэкзамен.
Условия ГВЭ действительно другие:
- большая длительность проведения экзамена;
- только 2 обязательных предмета — русский язык и математика;
- особые условия сдачи для детей с ограниченными возможностями, включая другие экзаменационные материалы.
Наиболее важным отличием проведения ГВЭ являются отличающиеся условия сдачи самого экзамена. Это касается и детей, по состоянию здоровья нуждающихся в особых условиях организации процесса аттестации, и школьников, находящихся в колониях и других спецучреждениях. При этом для ряда детей-инвалидов и приравненным к ним ученикам полагаются другие экзаменационные тесты на оба обязательных предмета.
Пока их только 2, но возможно к ним могут добавиться и выборные дисциплины, как это произошло с теми учащимися, которые сдают ОГЭ в качестве госаттестации. Сначала таким школьникам добавили 2 предмета на выбор, теперь их уже три. Причем это временное явление — сейчас экзаменов 5, два обязательных и 3 выборных предмета. Скоро планируется добавить 6 дисциплину, пока же идут дискуссии на тему делать ли шестой предмет обязательным или по выбору.
Обязательные дисциплины и предметы по выбору на ГИА-9
Экзамены в 9 классе в 2019 году по форме ОГЭ предварительно включают в себя два обязательных предмета. Это русский язык и математика, т. е. те же дисциплины, что и у школьников, сдающих экзамены по ГВЭ. Пока конкретных распоряжений о появлении третьего обязательного предмета нет, но это может измениться в ближайшее время. Споры о новом обязательном экзамене уже идут давно, в кандидаты пророчат один из выборных предметов, причем лидирующих вариантов несколько. Каждый из них имеет разные основания для включения в число обязательных дисциплин на ГИА-9.
Четверка лидеров с указанием причин для перехода в обязательные экзамены:
- Физика — пожелание самих учащихся.
- История — массовое плохое знание предмета.
- Обществознание — распространенность выбора предмета на допэкзамены.
- Биология — малая заинтересованность школьников в освоении дисциплины.
Первые два предмета имеют преимущество над оставшимися, но пока речь о присвоении одному из них статуса обязательного идет лишь на словах. До официальных распоряжений все перечисленные предметы по прежнему входят в число дисциплин по выбору. Также как и прочие предметы, ранее являющиеся выборными.
Стоит знать! С 2019 года для допуска к ГИА-9 необходимо предварительное собеседование. Оно заключается в устном экзамене по русскому языку.
Без устной сдачи даже при соблюдении прочих условий нельзя будут приступить к другим экзаменам. Процедуру пересдачи устного экзамена сейчас утверждают, как и саму форму аттестации, критерии оценивания и другие характеристики.
Опротестование результатов
Пока критике подвергается вся устная часть экзаменационных испытаний. Так до конца и не утвердили официальное право учеников делать цифровую запись с копией собственных ответов. Даже сам прием такого экзамена не внятен — то ли устный ответ будет оценивать присутствующая комиссия, то ли запись передадут независимым педагогам для последующего анализа.
Это один из «камней преткновения» процедуры опротестовывания результатов. Причем обжалование оценки за любой экзамен может происходить только в 2 случаях:
- Несогласие ученика с полученными баллами.
- Нарушения в процедуре проведения экзамена.
Именно касаемо первого случая сложно проводить объективную повторную проверку при наличии устной части. Если экзамен принимала комиссия, а у школьника отсутствует запись ответа и диалога во время аттестации, то ученику придется повторно пройти выпускные испытания. В случае с тестовой или другой формой письменного ответа бланки школьника, несогласного с результатом оценивания, проверяются повторно.
При нарушении правил организации самого экзамена можно подать единичную или коллективную жалобу. Если же все учащиеся довольны полученными результатами, то повторный экзамен не проводится, хотя при серьезных нарушениях возможно полное аннулирование оценок с последующей пересдачей всей группы школьников.
Неявка на экзамен по уважительной причине не требует переноса экзаменов. Существуют дополнительные дни сдачи для каждого предмета. Также можно все экзамены сдать в один комплексный день в случае острой необходимости.
Это не пересдача экзамена — так аттестуются только те, кто болел или по уважительным причинам отсутствовал при итоговой проверке знаний. Полноценная пересдача будет организована в августе-сентябре. В случае повторного получения неудовлетворительных оценок ученик остается на второй год.
Видео-консультация юриста: можно ли оспорить результаты экзамена и как это сделать