С точки зрения экономики госдолг состоит из совокупности дефицитов бюджета за конкретный период. Причины его возникновения – это дефицит госбюджета, а также свободные денежные средства юридических лиц и физлиц.
Известно, что планируемый уровень российского госдолга определяется ежегодным государственным Бюджетным кодексом, а также программой «Долговой политики России». Государственный долг страны сочетает в себе внутренний и внешний долги.
Кредитная история России
Как и граждане, государство имеет собственную кредитную историю. Для нашей страны она началась в 1769 г., когда Екатерина Великая впервые позаимствовала деньги в Голландии. В течение следующих полутора веков Россия заняла у внешних кредиторов приблизительно 15 миллиардов рублей. К 1917 году Российская Империя сумела погасить практически весь объём долга.
Базисом кредитной политики императорской России являлись займы. Они могли быть как краткосрочными, так и долгосрочными, обеспечивались гособлигациями. После социалистической революции 1917 года правительство СССР не согласилось погашать царские долговые обязательства, из-за чего облигации, как ценные бумаги, утратили свою рыночную ценность.
В дальнейшем кредитная политика советского государства была достаточно взвешенной. В начале 1980-х г. г. внешний долг страны был меньше 1% ВВП, это – отличный показатель. Ощутимое увеличение внешней задолженности началось с перестройкой. В начале 90-х годов она возросла в 10 раз. А обязательства по погашению государственного долга СССР легли на страну-правопреемницу – Российскую Федерацию.
Внешний долг России на 2019 год
Согласно прогнозу Минфина РФ, внешний долг России по состоянию на 1 января 2019 года составит менее 36,839 млрд. дол. (без учета госгарантий), если не будет принято решение досрочно выполнить кредитные требования отдельных кредиторов. При этом в июле 2018 года правительству удалось сократить совокупную сумму задолженности на 3,629 млрд. дол. (т. е. на 7,1%), оплатив выпущенные в 1998 году облигации, ставка по которым составляла 11% годовых. Эксперты отмечают, что на данный момент объем внешнего государственного долга РФ в абсолютных цифрах достиг минимума с конца 2012 года, что обусловлено не ростом экономики страны, а санкциями, перекрывшими доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Впрочем, по факту задолженность РФ только растет и в ближайшее время может достигнуть рекордного значения.
За счет чего формируется долг
Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.
Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.
На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:
- перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
- перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
- перед многосторонними партнерами-кредиторами;
- по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
- по гарантиям в иностранной валюте и т. д.
Текущая тенденция
В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2016 году составлял 0,6% ВВП, то в 2019 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.
В течение первых трех месяцев 2019 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.
Прогнозы экспертов
На данный момент сложно спрогнозировать, какой будет внешний долг России на 2019 год и сколько придется платить по текущим обязательствам. Но эксперты считают, что за три ближайших года его объем достигнет рекордного значения за всю новейшую историю страны. Более того, в 2018 году размер государственного долга превысит критический порог, предусмотренный утвержденной программой долговой политики РФ, а в следующем году даже может превысить это значение.
Ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны, в связи с чем внешние займы становятся единственным источником покрытия дефицита федерального бюджета. И в 2019 году эксперты прогнозируют существенное недополучение доходов, и превышение расходной части. При этом правительство уже использовало все возможности для сокращения расходов (например, сократив финансирование целого ряда социальных программ), что все равно не принесло ощутимого результата.
В экономической политике РФ четко прослеживается тенденция накопления больших бюджетных рисков. Как поясняют представители Минфина, в какой-то момент государство может столкнуться с отсутствием возможности привлечь заемные ресурсы в достаточном объеме и на приемлемых условиях. Ключевой вопрос состоит в том, кто захочет кредитовать РФ в таких объемах, тем более что рынок российского внешнего государственного долга теперь напрямую зависит от настроений иностранных игроков.
Внутренний долг
Внутренний долг РФ составляют гарантийные обязательства в нацвалюте и ценные бумаги в виде государственных облигаций. Внутренние долговые гособязательства складываются из:
- кредитов, взятых правительством;
- государственных займов, полученных путём выпуска гособлигаций правительством или Центробанком;
- других финансовых обязательств, гарантированных государством.
Из-за падения темпов экономического роста в стране, эксперты предрекают России ослабление её позиций в мировой экономике. Ожидается, что в 2018 – 2019 г. г. рост ВВП будет находиться на уровне 1,6 – 1,7%. А в соответствии со статистическими данными Минфина, совокупный госдолг РФ в последние несколько лет в среднем растёт на 1% от ВВП.
Такая финансово-экономическая ситуация ведёт к тому, что государству попросту неоткуда брать деньги на погашение долгов. Оно вынуждено изымать средства из «кубышки» или «неприкосновенного запаса». Этими источниками финансирования являются фонды Резервный фонд и Национального благосостояния.
Покрытие внутреннего долга
Правительство вынуждено ежегодно занимать на внутреннем рынке свыше одного триллиона рублей. Эта цифра в несколько раз превышает показатели предыдущих лет. Однако изъятие из бюджета и других источников сумм в подобных объёмах, согласно закону, не должно превышать суммарный годовой объём средств, полученных из налогов и доходов.
Как отмечают специалисты, в 2019 г. цифры эти не только сравняются, но изымаемые на погашение госдолга средства на 4,2% превысят налоговые поступления в казну. Тем не менее, Минфином опубликованы прогнозы, которые указывают, что к началу 2019 г. рост государственного долга ожидается на уровне 20% внутреннего валового продукта. При этом более чем на 5% вырастут и расходы по обслуживанию госдолга.
Некоторые специалисты полагают, что государство, без угрозы своей финансовой системе, может наращивать соотношение долга к внутреннему валовому продукту до 150%. Это должно компенсировать замедленный рост российской экономики. Более трезвые аналитики считают, что стране выгоднее существовать «по средствам». Это означает, что расходы должны совпадать с финансовыми возможностями.