Школа – это учреждение, где формируется будущая личность, а для этого одной учебной деятельности недостаточно, поэтому классный руководитель, учитель-предметник, помимо учебной деятельности, ведут активную воспитательную работу. Каждый ученик самобытен и неповторим, у него своя система ценностей, свое отношение к миру. И чтобы это отношение правильно сформировать, необходима продуманная внеурочная воспитательная работа. План воспитательной работы школы на 2024-2025 учебный год поможет классному руководителю правильно организовать работу с классом.
Работа классного руководителя и других учителей с детьми
Объединяя свои усилия, педагоги российских школ ставят перед собой значимые цели, а именно:
- Повысить успеваемость и качество знаний учеников.
- Воспитывать в ребятах высокий уровень сознательности.
- Развить патриотические качества и любовь к Родине.
- Проводить праздники, творческие конкурсы, соревнования между учащимися.
- Обучить учеников работать в коллективе и самостоятельно.
- Приучить к труду, развить творческие навыки.
- Оказать помощь при выборе детьми жизненного пути и будущей сферы деятельности.
Основываясь на вышеуказанных пунктах «школьные гиды» становятся для учеников авторитетными фигурами, хорошими товарищами и ценными помощниками.
Процесс формирования плана воспитательной работы
Прежде, чем составить новый план воспитательной работы, необходимо собрать огромный массив информации, включающий:
- Школьную программу.
- Число учеников.
- Количество запланированных в году мероприятий разных уровней с учетом праздников, олимпиад и соревнований.
Нельзя забывать о предыдущих работах в образе документов и планов. На основе имеющейся информации вносятся важные корректировки, изменения. План работы – это не просто структура занятий, а регламентация воспитательной деятельности, включая и внеклассное образование.
Цели и задачи воспитательной работы в школе
Формирование гармонично развитой личности, способной творить и строить достойную жизнь в современных условиях – цель воспитательной работы школы.
Отсюда вытекают следующие задачи воспитания в работе классного руководителя:
- формирование активной жизненной позиции, развитие личностного потенциала каждого ученика;
- укрепление физического здоровья каждого ребенка через занятия физической культурой и спортом;
- вовлечение каждого школьника в систему дополнительного образования, развитие творческих способностей;
- воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, ценностное отношение к культурному прошлому, уважение прав человека;
- формирование культуры поведения и культуры общения.
Во время внеурочных мероприятий школьники овладевают необходимыми навыками и умениями, развивают лучшие человеческие качества:
- доброту;
- отзывчивость;
- эмпатию;
- толерантность.
Зачем нужен план?
Планирование позволяет классному руководителю:
- Четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания.
- Предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия.
- Целенаправленно отобрать содержание и средства, формы воспитательной работы.
- Проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя развитие коллектива и личности каждого учащегося.
- Видеть перспективы своего собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического.
Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
Основные направления воспитательной работы в школе по разделам
Разделы воспитательной работы | Задачи |
Учебно-познавательное направление, работа с одарёнными учащимися |
|
Культурно- просветительское |
|
Нравственно-патриотическое |
|
Трудовое | формирование положительного отношения к труду |
Физкультурно-оздоровительное | формирование потребности в здоровом образе жизни |
Форма плана
Отметим, что не существует единой формы плана воспитательных работ в школах России. Документ в обязательном порядке должен включать в себя важные графы, сведения, даты, места будущих мероприятий. Допустимы индивидуальные варианты, но с учетом установленных требований.
План работы школы не является секретной информацией для желающих его изучить. В интернет сети можно легко скачать необходимый для своего региона документ.
Но мало просто написать план по имеющемуся с прошлых лет образцу. Современные педагоги должны уметь решать поставленные перед собой задачи, находить новаторские решения, идти, как говорится в ногу со временем. Чтобы научить детей новым знаниям, помочь развиться, учитель должен также расти в духовном и материальном смысле.
Видео
Принципы воспитательной деятельности
Реализация воспитательного влияния основывается на следующих принципах:
- Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
- Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.
- Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
- Обучение и воспитание – это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействие педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.
- Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
- Ребенок не все время находится под воздействие школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающим, воспитывающим.
- Главным «инструментом» воспитателя является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.