Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы».
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
- Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. В данной рабочей программе представлено календарно- тематическое планирование на 1 год (5 класс).
В данной рабочей программе определено количество часов в 5-7 классах – 105 часов. Содержание программы рассчитано на 5 лет (с учётом того, что с 2017-2018 уч. года будут изучать обществознание по новым ФГОС-7 класс, далее 8 и 9 классы).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (12-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
- формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
ния и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделен первый этап изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы. Выделено содержание Первого этапа. Требования к результатам изучения обществознания даны для выпускников основной школы.
Зачем нужно обществознание школьникам?
По окончании средней школы молодой человек непосредственно вступает в самостоятельную жизнь в обществе. Чтобы успешно реализовать себя и свои способности, ему жизненно необходимо знание законов, по которым живёт общество. На практике молодые люди постигают многое:
- Динамичность социальной жизни.
- Знакомятся с различными сторонами жизненных процессов.
- Расширяют свой кругозор в области коммуникации с другими членами общества.
Также происходит формирование гражданской позиции бывшего школьника, знакомство со всеми проявлениями жизни общества.
Классическим учебником, по которым ребята занимаются изучением науки обществознания, являются книги под редакцией Л. Н. Боголюбова.
Учебники посвящены таким вопросам:
- личность и общество,
- сфера духовной жизни,
- социальная сфера,
- экономика.
Книги помогут школьникам приобрести навыки социального взаимодействия, основанные на уважении к представителям разных народов и культур. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Кратко о программах по обществознанию
5 класс
Содержание курса в 5 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших школьников. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, её познавательных интересов;
- критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
- нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
6 класс
Изучение обществознания в 6 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
7 класс
Для достижения целей изучения обществознания в 7 классе данный курс решает следующие задачи:
- Познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития.
- Пробудить интерес ученика к самому себе, своему внутреннему миру, что является обязательным условиям для самопознания и самосовершенствования.
- Научить сосуществовать с другими людьми, взаимодействовать с ними.
8 класс
В 8 классе подростки, вступающие во взрослую жизнь общества с интересом знакомятся и изучают очень важные для жизни и деятельности человека в обществе темы:
- Отличие человека от других существ, природное и общественное в нем
- Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые
- Человек и личность: понятие индивидуальности, понимание себя
- Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
- Свобода личности: понятие и соотношение с коллективом
- Межличностные отношения в семье: роли и психологический климат
- Юность: пора социального взросления и расширения сферы отношений
- Общество: сферы общественной жизни и положение человека в обществе
- Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы
- Нации и межнациональные отношения: отношение к истории и традициям
- Понятие о поколениях: связь и конфликт между ними, значение связи
- Политика и ее роль в жизни общества: власть и политические организации
- Современный мир: многообразие и единство, глобальные проблемы человечества
9 класс
В 9 классе на уроках обществознания изучается три раздела:
1 | Человек, гражданство и право |
2 | Права человека и гражданина |
3 | Личность и мораль |
В первых двух разделах рассматривается человек, как ответственная и свободная часть правового государства. Изучаются основные документы, регламентирующие права и свободы человека в государстве и в мире. Кроме того изучается текст конституции РФ.
В третьем разделе изучаются различные моральные ценности. На основе эти ценностей школьники учатся характеризовать различные поступки в соответствии с этими ценностями.