Итоговое сочинение 2024: критерии, баллы, темы

Обучение в школе раньше давало более качественный результат в большинстве случаев. Позже система образования стала хуже, но это продлилось недолго. Как бы не ругали ЕГЭ, оно вынудило учеников хоть немного взяться за ум, чтобы сдать все выпускные экзамены. Причем это произошло после того, как в формат экзамена вернули сочинение.

Итоговое сочинение в 2024 году обретает все большую четкость границ и определенность критериев. Остается только самим учащимся понять, что их ждет.

Кто пишет итоговое сочинение?

Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Заменить сочинение изложением могут лишь для некоторых категорий одиннадцатиклассников. К числу таких выпускников относятся:

  • дети, которым была присвоена инвалидность;
  • учащиеся, физические или психические возможности которых признаны ограниченными;
  • выпускники образовательной программы старшей школы, которые освоили ее в закрытых учебных учреждениях с исправительным уклоном, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • ученики, которые обучались дома или на базе санатория или профилактория, одновременно проходя процедуры по лечению, реабилитации или оздоровлению в течение длительного периода времени. Такая необходимость должна быть подтверждена справкой.

Составные части итогового сочинения и объем готовой работы

Ранее именно в написании сочинения заключалась сдача экзамена, причем и требования, и объемы были другими. Причем сейчас изменились даже сроки написания итогового сочинения. Осталась только общая суть, характерная для большинства письменных работ. Речь идет о составных частях сочинения.

Их всего три:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

С одной стороны все просто, но это лишь на первый взгляд. Для составных частей итогового сочинения предусмотрены четкие критерии. В частности регламентирован объем каждой из частей. Максимальный объем отводится под основную часть — это порядка 2/3 сочинения. Остальная треть приходится на вступление и заключение, причем последнее чаще всего короче первого.

Смысловое содержание заключения редко у кого вызывает затруднения. С вступлением не всем понятно что делать. Часто там пишут про то, о чем будет сочинение. Получается нечто среднее между кратким описанием статьи и оглавлением. На самом деле во вступлении нужно отражать причины интереса к выбранной теме или ее актуальность в данное время. При этом здесь довольно сложно допустить фатальные ошибки.

Значительно сложнее обстоят дела с основной частью — важно исключить ненужный словесный сор. По факту эта часть сочинения не должна содержать пустых предложений, как-либо фактов, не связанных с его темой. Есть и более конкретные указания относительно связи тезиса и аргумента. Эта пара должна присутствовать в каждом абзаце основной части, к тому же аргументы нужно не только приводить, но и подтверждать примерами из жизни или литературных произведений.

Относительно конечного объема итогового сочинения в 2024 учебном году есть конкретные цифры. Если немного не «добрать» до нужных показателей, то работа совсем не будет засчитана. Минимальный порог объема — 250 слов, оптимальный размер на 100 больше. Так как критерий объема проходит по форме зачета, то нужно обязательно выполнить минимум, чтобы при проверке учли другие показатели работы, а само сочинение было хоть как-то оценено.

По каким критериям будут оценивать работу?

Итогом усилий ученика должен стать текст, который отвечает определенным критериям.

  • Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет»;
  • Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет»;
  • Соответствие текста работы заявленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла;
  • Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла;
  • Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла;
  • Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла;
  • Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов;
  • Оригинальный подход – творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл;
  • Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл;
  • Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла;
  • Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла;
  • Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла;
  • Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.

В итоге за все сочинение можно получить 20 максимальных баллов. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Для «зачета» нужно, чтобы вам была зачтена большая часть критериев.

Как баллы за сочинение влияют на поступление?

Рособрнадзор рекомендует приемным комиссиям ВУЗов, в которых за сочинение можно получить до 10 баллов при общем зачете абитуриентов, переводить первичные баллы в десятибалльную систему, руководствуясь таким подходом:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – тождественны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Кстати, работа может пройти в ВУЗе перепроверку. Свои баллы и вердикт комиссии в виде «зачета» или «незачета» можно будет узнать по месту регистрации для написания сочинения, в школе или на специальной интернет-страничке. Итоги должны быть объявлены не позже, чем через 14 дней после написания работы. Ученики, которые получили «незачет», могут написать заявление, чтобы результаты были пересмотрены членами комиссии другого учебного учреждения, спецкомиссией городского или регионального уровня.

Нюансы подготовки к сочинению

Полноценная подготовка к написанию итогового сочинения в 2024 учебном году начинается задолго до его сдачи. Как минимум, необходимо знать требования к готовой работе и критерии ее оценивания. Четкое знание того, какие нюансы будут особо рассмотрены при выставлении оценки, дают возможность получить минимально проходной балл даже при поверхностном знании темы.

Важно! Наиболее действенным способом подготовки к любой теме итогового сочинения станет банальное чтение. Причем изначально нужно прочитать рекомендуемую школьной программой литературу, а позже перейти и на другие высокохудожественные или глубокомысленные произведения.

Еще одним важным аспектом подготовки является практика. Неплохо просто потренироваться писать сочинения на любую тему, стараясь применить обязательную структуру с последующей самооценкой проделанной работы. Можно найти «напарника», чтобы получать более объективную оценку, меняясь для анализа написанными сочинениями.

Можно ли переписать сочинение?

Бывают случаи, хотя их и не так много, когда одиннадцатиклассник получает за итоговое сочинение «незачет», или вообще пропускает этот важный день. В таком случае он может пересдать аттестацию. Для этой цели отведены две даты. Ученики могут дополнительно писать работу в первую февральскую среду и в первую майскую среду, которая является рабочим днем. Пересдачи предусмотрены для таких категорий учеников:

  • ребят, которые не справились с работой с первой попытки, получив «незачет»;
  • школьников, которых поймали на списывании или наличии запрещенных предметов, а затем удалили с аттестации;
  • учеников, которые не смогли закончить работу вследствие плохого самочувствия и других причин, подтвержденных документально;
  • выпускников, которые не пришли в день написания работы из-за причин, признанных уважительными.

Темы итоговых сочинений

Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся. Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.

В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий. Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей. В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.

Давайте рассмотрим тематические направления прошлых лет, чтобы вам было понятнее, с чем вы столкнетесь на аттестации. Так, в прошлом учебном году ученикам предложили высказать свои мысли касательно следующих тем:

  • «Верность и измена» — выпускникам предстояло сравнить данные категории с точки зрения философии, этики или психологии, а также обратиться к примерам из литературного наследия, в которых герои вынуждены были выбирать между этими понятиями;
  • «Равнодушие и отзывчивость» — разработчики данного направления предлагают ученикам осмыслить разные типы отношений, понять, почему одни люди без корысти помогают ближним, а другие – безразличны к проблемам чужих людей. Также необходимо было привести примеры известных эгоистов и героев с горячими сердцами, которые делят чужие беды и радости;
  • «Цель и средство» — школьники должны были поразмышлять о том, что движет человеком, и как правильно соотносить цели со средствами для их достижения. Также следовало вспомнить литературных героев, которые избрали неверные средства для реализации целей, и персонажей, которые прикрывали свои низменные интересы показным благородством намерений;
  • «Смелость и трусость» — основа этого тематического блока заключается в проявлении человеком двух важных качеств. Каждый из нас может стать героем, однако инстинкт самосохранения заставляет людей избегать опасностей. Ученикам стоило почитать литературу, в которой описаны персонажи, демонстрирующие настоящий героизм, и те, кто не может победить слабость собственного духа;
  • «Человек и общество» — ученикам предложили показать взаимосвязь и конфликт этих двух категорий. С одной стороны, именно социум закладывает основы для личностных качеств, а умелое взаимодействие с обществом приводит к позитивным результатам. Однако иногда возникают непримиримые конфликты, когда человек должен отстаивать собственное мнение. В литературном наследии есть немало примеров созидательных и деструктивных взаимоотношений между человеком и социальной средой, которая его окружает.

Примерно такого же рода направления были предложены и в прошлом учебном году. Тогда ученикам нужно было, например, поразмышлять о «разуме и чувствах», «опыте и ошибках». Чтобы вам было понятнее, как именно конкретизируются темы для сочинений в рамках одного тематического направления, возьмем пример одного из комплектов для региональных сочинений. Темы были составлены так, чтобы ученик в работе раскрыл один из пяти тезисов:

  1. Последствия, к которым приводит возникновение внутреннего конфликта между чувствами и разумом.
  2. Современная трактовки чести.
  3. Необходимость победы над собой и искоренения негативных качеств.
  4. Сохранение традиций, которые являются наследием многовекового социального опыта предков.
  5. Пояснение разницы между дружескими и приятельскими отношениями.

Что касается тематических блоков для написания сочинений в 2024 году, пока что о них говорить рано. Однако знание и понимание подхода прошлых лет поможет вам уже сегодня выбрать верную стратегию для подготовки.

Регламент написания работы и сроки пересдачи

Особо тревожным или просто нерадивым школьникам стоит знать, что неудачно написанное сочинение подразумевает пересдачу. Сделать это могут и те, кто болел, и те, кого поймали на списывании. Существуют определенные даты для пересдачи. Для проведения повторной аттестации предусмотрено 2 даты в 2024 году:

  • 6 февраля.
  • 8 мая.

Даты выбраны не случайно, это первые среды конкретных месяцев. Поэтому у тех кто заболел, просто не сдал с первого раза, а также не смог написать сочинение в первоначальную дату, будет еще 2 шанса. При этом нужно помнить, что при выборе такой формы аттестации нужно заранее написать заявление. В остальном регламент экзаменации стандартен для всех видов подобных мероприятий.

Любителям опаздывать стоит понимать, что никто не запретит им приступить к написанию итогового сочинения в 2024 учебном году по причине несвоевременного прихода. Опоздавшие могут спокойно пройти на свободное место и приступить к выполнению работы. Важными моментами являются 2 нюанса:

  1. Никто и ничего не будет заново объяснять.
  2. Время на выполнение работы закончится относительно его начала, а не прихода ученика.

Начало написания итогового сочинения определенно в единое время для всех регионов. Вне зависимости от школ к работе учащиеся будут приступать в 10 часов. При этом придти в школу они могут не ранее, чем за 1 час, т. е. в 9:00. Это не обязательное условие, можно подойти и 9:45. Всего будет дано 235 минут для обычных школьников, а для учащихся исправительных учреждений и детей с инвалидностью на 1,5 часа больше. К тому же выпускникам не стоит сильно волноваться — у них есть право на 2 пересдачи.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий

  1. Голякова Ольга

    Замеченные ошибки и описки: 1) «ВУЗ» вместо вуз 2) «чёрная ручка» вместо ручка с чёрными чернилами (или пастой, гелем и т.д.) 3) «Соответствие текста работы завяленной теме» вместо заявленной 4) «он модет пересдать аттестацию» вместо может. Сумма всех баллов в «критериях оценивания» составляет 22 балла, а не 20 баллов. Возможно, не следует учитывать 2 балла за грамотность работы («Данный критерий может принести до 2 баллов») в целом? Ведь далее говорится о начислении по 3 балла за отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок и о начислении 2 баллов за отсутствие грамматических ошибок. А это взаимоисключающие утверждения.

    Ответить
    1. Aleksa

      Уважаемая Ольга, спасибо за внимательное прочтение данной статьи, опечатки исправлены, однако как бы не смешно это выглядело, но указанная вами ошибка в «Соответствие текста работы завяленной теме», а также «ВУЗ» вместо вуз, и все остальные данные по сумме балов взяты из документа фонда оценочных средств, разработанного учителем русского языка и литературы, можете сами ознакомиться с документом по адресу: FOS_lit_11_bazovij.pdf
      P.S. про «чёрную ручку» вообще нет такого в статье 🙂

      Ответить
      1. Голякова Ольга

        Я часто сталкивалась и сталкиваюсь с ошибками, допущенными учителями, так что этим вы меня не удивили.
        Слово «нету» в словарях русского языка отсутствует.
        Я копировала вашу статью себе на компьютер. В ней после раздела «Кто пишет сочинение» шла глава » Регламент, сроки и порядок написания», а там были строки «На столах учеников, согласно регламенту, могут находиться предметы, включенные в список разрешенных. К этому перечню отнесены: черная ручка (строго с гелевым или капиллярным стержнем); … » Эти строки теперь, видимо, удалены.

        Ответить
        1. Aleksa

          Ольга, спорить я с вами не собираюсь, я лишь хотел Вам сказать, что информация взята из открытых источников и претензии по ошибкам к ним. Что касается удалённых строк, то я как администратор, вижу все редакции данной статьи её автором, и изначально не было тех строк о которых вы говорите. Возможно вы скопировали статью не с нашего сайта 🙂 А скорее всего с этого, там есть такие строки, и ошибки те же: study2019.com/news/itogovoe-sochinenie-2019/
          … но в любом случае, спасибо за проявленный интерес к статье 😉

          Ответить