Всероссийская олимпиада школьников 2018-2019 года: этапы

Всероссийская олимпиада школьников – одно из самых массовых и долгожданных мероприятий в образовательной сфере России. Его ждут одаренные ребята, обучающиеся практически во всех классах. В Олимпиаде принимают участие тысячи школьников, которые демонстрируют знания, полученные по 24 учебным дисциплинам. Стать участником этого мероприятия – миссия, преисполненная почета и ответственности. Ну а победа во Всероссийской олимпиаде школьников 2018-2019 по одному из предметов – это возможность встать на защиту своей школы, а также получить отличные призы.

Из истории проведения Олимпиады

В 1886 году члены Астрономического сообщества Российской империи инициировали проведение олимпиадных состязаний по решению математических заданий для «обучающейся молодежи».

Когда Российскую империю на карте мира сменил Советский Союз, школьное олимпиадное движение не просто не прекратилось, но и заметно активизировалось – с 30-х годов прошлого века для учеников старших классов стали проводить олимпиады по таким дисциплинам, как математика, физика и химия. Постепенно олимпиады стали называться Всесоюзными, а в 60-х годах Министром просвещения М.А. Прокофьевым был подписан указ об утверждении целого перечня олимпиадных состязаний между школьниками.

 

Со временем число предметов, по которым можно было продемонстрировать свои знания, только увеличивалось:

  • информатика была включена в список еще в 1989 году;
  • с 1992 года в перечень вошла география;
  • через два года – астрономия и экология;
  • через три – литература;
  • в 2000 году в перечень ввели первый иностранный язык – им стал немецкий.

Последнее расширение числа предметов произошло в 2016 году, когда школьники стали соревноваться еще в трех иностранных языках (испанский, китайский и итальянский).

Дисциплины Всероссийской олимпиады

В 2018/2019 учебном году ученикам России представится шанс побороться за победу в олимпиадных турах, которые проводятся по следующим школьным дисциплинам:

  • точные науки представлены такой дисциплиной как информатика и компьютерные технологии, а также одним из самых «старых» предметов – математикой;
  • дисциплины естественного характера представлены крайне широким перечнем – можно принять участие в географическом, биологическом, астрономическом, физическом, химическом и экологическом состязании;
  • филологическое направление включает олимпиадные состязания на знание немецкого, английского, китайского, испанского, французского и итальянского языков, а также русского языка и литературы;
  • ученики, которые склонны к гуманитарным наукам, могут испробовать свои силы в исторической олимпиаде, обществознании, соревновании в области права или экономики;
  • кроме этого, в число олимпиадных предметов входят искусство, технология и основы безопасности жизнедеятельности, а также состязание для настоящих спортсменов — физическая культура.

 

Организация общефедеральной Олимпиады

Победа во Всероссийской олимпиаде предполагает прохождение длинного и сложного пути, ведь ученикам придется демонстрировать свои самые сильные стороны в течение 4-х этапов:

  1. Школьный этап. Этот тур можно смело назвать самым простым, поскольку его организаторами выступают органы местного самоуправления, отвечающие за образование в районах города. В первом этапе соревнуются ребята, представляющие классы с 5-го по 11-й. Ученики 4-х классов принимают участие в этом туре только по двум предметам – русскому языку и математике. Желание учеников не должно никоим образом ограничиваться – стать участником школьного тура может любой желающий. Однако нужно быть готовым к тому, что задания будут выходить за рамки обычной программы, а то и представлять темы, изучающиеся в старших классах. Победители отправляются на следующий тур.
  2. Муниципальный этап. В этом туре участниками являются дети, представляющие классы с 7-го по 11-й. Организует этот этап городской отдел образования, специалисты которого устанавливают квоты участников по каждой учебной дисциплине, составляет списки учеников (при этом учитывается число баллов, которые каждый класс получил по предыдущему этапу олимпиады). Участвовать могут как победители школьных туров текущего года, так и ребята, которые стали призерами олимпиады в прошлом году.
  3. Региональный этап. Этот уровень олимпиады проводится для учеников, которые обучаются по программам с 9 по 11-й классы. Участие определяется количеством баллов, набранных на муниципальном предметном туре. Как и на прошлом этапе, соревноваться могут как призеры муниципального этапа 2018/2019 учебного года, так и прошлого. Кроме того, число участников может быть расширено и за счет учеников, которые обучаются за границей в образовательных учреждениях, подчиненных Министерству иностранных дел России.
  4. Заключительный этап проводится в масштабе всего государства. Состав итогового тура олимпиады формируется непосредственно специалистами, представляющими Министерство образования и науки РФ. В этом туре также могут соревноваться ученики, ставшие победителями текущего и прошлого учебного периода. Если возникнет ситуация, что в каком-то регионе страны ни один из участников предметной олимпиады не сумел набрать должного количества баллов, то Министерство образования может дать согласие на делегирование одного ученика, который набрал не меньше 50% всех баллов за задания регионального тура. Возможно также исключение для учеников, которые фактически учатся в 5-8 классе школы, однако желают выступать по предмету за 9 класс. Победителям и призерам этого престижного тура вручаются дипломы, которые удостоверяют право поступать в любые ВУЗы страны. Нужно соблюсти лишь два условия – получить школьный аттестат и поступать на специальность по профилю того предмета, в котором была зафиксирована победа. Кроме того, такие одаренные дети получают специальную премию от лица российского правительства.

Квоты для участников

Стоит отличать понятия победителей и призеров туров, относящихся к региональному и общефедеральному этапам. Победителем автоматически становится ученик, который набрал максимум баллов по своему предмету. Призер же должен получить баллы, установленные в качестве проходных Министерством образования. Кроме того, число призеров имеет четко определенную квоту:

  • на региональном туре их число не может превышать 25%;
  • на заключительном туре их может быть не более 45%. При этом на данном этапе лимитируется еще и число победителей – не более 8% от всего состава участников тура.

В какие периоды проходят этапы олимпиады?

Олимпиада охватывает практически весь учебный год: она начинается в сентябре, а заканчивается в мае. Если же говорить про отдельные этапы, то за ними в 2018-2019 году будут закреплены такие периоды:

Школьный тур Проводится с середины сентября и по конец октября
Муниципальный тур Организуется с 20-х чисел октября до середины декабря
Региональный этап Проходит с середины января по конец февраля
Итоговый этап школьной олимпиады Пройдет с середины марта и до середины мая

Подготовка по типовым заданиям по олимпиаде

Олимпиадные задания по каждому предмету чаще всего делятся на два блока – теория и практика. Конечно, каждая из дисциплин предполагает свою специфику и особенности заданий, особенно, если речь идет о заключительном туре, так что без тщательной подготовки никак не обойтись. Если же говорить предметно про некоторые олимпиадные дисциплины, то можно привести такие факты:

  • олимпиада по искусствам будет выявлять творческие способности ученика, так что стоит «набить руку» и отточить технику рисунка или скульптуры;
  • математикам часто предлагают задачки с подвохом, которые нужно решать нестандартными способами;
  • для участников туров по русскому языку частенько готовят внеконкурсные задания — например, в виде аргументированного спора или даже написания гимна олимпиады;
  • школьники, соревнующиеся в олимпиаде по информатике, должны решать только практические задания. Интересно, что во время заключительных туров часто проводят онлайн-трансляции и телемосты с известными российскими учеными;
  • на химической олимпиаде школьникам предстоит показать не только теоретическую подкованность, но и умение проводить эксперименты по всем разделам данной науки;
  • для экологии, начиная с регионального тура, предусматривается представление и защита интересного и актуального экологического проекта;
  • географическая олимпиада потребует отличного умения ориентироваться в картах. Интересно, что в рамках этого состязания вне конкурса проводится мультимедийная викторина с призами. Лучшим из лучших может быть назначено дополнительное финансовое стимулирование – именные стипендиальные выплаты от компании «Вокруг света», которые начисляют на протяжении всех лет университетской учебы;
  • в историческом состязании нужно будет не просто показать, что вы отлично решаете тесты, но и написать эссе и исторический проект.

Впрочем, вы можете заранее потренироваться на примерах олимпиадных комплексов за прошедшие годы. Например, в помощь ученикам можно порекомендовать интернет-ресурс rosolymp.ru – это непосредственный официальный сайт Всероссийской олимпиады. Тут можно найти задания для общефедеральных этапов за несколько последних лет (и даже ответы на них).

Полезен будет также портал по адресу vos.olimpiada.ru – на нем размещены задания нескольких этапов, включая муниципальные и региональные, причем этот ресурс обновляется с завидной регулярностью. Тут вы можете проследить за турами очередного учебного года и найти задания для всех классов. Также всю необходимую информацию представляет страничка официального сайта Министерства, отвечающего за образование и науку Российской Федерации.

Поддержка и критика Всероссийских олимпиад

Как и любое явление, олимпиады имеют две стороны. Конечно, эти мероприятия обладают огромными положительными последствиями, ведь именно они помогают популяризировать науку, выявить в числе учеников самых талантливых ребят, которые при должной поддержке смогут добиться мирового признания. Так, весьма показательным является пример математика Г.Я. Перельмана, который выиграл олимпиаду еще в советские времена, а затем стал лауреатом премии Европейского математического общества, а также международной премии «Филдса» (за то, что смог решить гипотезу Пуанкре).

За это же достижение Перельман получил от руководства Математического института Клэя награду-премию в 1 млн. долларов! Можно также вспомнить С.К. Смирнова, который ранее продемонстрировал свой математический талант на олимпиаде. В свое время он удостоился шести престижнейших премий, включая Филдсовкую, а сегодня является приглашенным профессором Женевского университета и членом совета при Министерстве образования и науки страны.

Подобные мероприятия позитивно сказываются на престиже государства, ведь лучшие из лучших учеников потом представляют Россию на олимпиадах международного уровня. Весьма приятно для школьников и получение премий – победителям положена правительственная выплата в размере 60000 рублей, а призерам – 30000 рублей. Хотя для этого, конечно, нужно очень усердно учиться.

По итогам олимпиад можно также проследить рейтинг определенной школы. Его составляют не во всех регионах — но, например, в столице такая практика ведется на протяжении последних лет. Решая, куда отдать свое чадо, родители могут выбирать образовательное учреждение и по этому критерию. Однако нельзя не отметить тот факт, что у Олимпиады есть и своя критика.

Существует мнение, что неправильная организация туров и некорректный подсчет баллов (а это иногда случается) могут отбить охоту заниматься предметом даже у самого талантливого ребенка. В итоге наука теряет кадры, которые могли бы усилить ее потенциал. Стоит также помнить, что дети устают от интенсивной нагрузки, и заставлять их постоянно работать на высочайший результат – это верный путь к переутомлению и срывам. Погоня за победами и престижем не должны заставлять родителей и учителей забывать о том, что участники олимпиады – это просто дети, которые нуждаются в полноценном отдыхе.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий