Федеральный бюджет на 2019 год: прогнозы, новости

Государственный бюджет – важнейший документ в экономической и политической жизни страны, ведь именно в нем заложена смета годовых расходов и доходов. В бюджетной отчетности отражены все поступления в виде налогов и сборов, которые планирует получить государство, а также все выплаты — пенсии, зарплаты и перечисления на ремонт дорог, содержание культурных и образовательных учреждений, а также финансирование социальных программ.

Понимая роль бюджета в нашей жизни, россияне живо интересуются новостями о корректировках, которые проводятся правительством перед наступлением очередного финансового года. Особенно актуальными бюджетные вопросы становятся сейчас, когда Российская Федерация вплотную приблизилась к полному исчерпанию резервов, экономика вступила в рецессивную фазу, а санкции со стороны западных стран так и не прекратили давить на РФ.

Впрочем, российское правительство делает оптимистичные прогнозы, рассматривая недружественное отношение со стороны США и стран ЕС как позитивный фактор. Якобы уже скоро политика замещения импорта даст желанные плоды в виде ускорения технического прогресса и, как следствие, активного роста экономики. Давайте узнаем, какое финансовое будущее ожидает жителей России, исходя из приоритетов, которые заложены в бюджет 2019 года!

Особенности федерального бюджета РФ

Напомним, что в последние несколько лет страна живет по финансовому плану, адаптированному к текущим экономическим условиям. Изменения в структуре и наполнении бюджета вызваны, прежде всего, санкционными ограничениями, нестабильным положением РФ на нефтерынке и сокращением финансовых активов в резервных фондах. Проект бюджета на 2018, 2019 и 2020 годы был воплощен в федеральном законе от 24.11.2017, принятым Госдумой. После этого документ одобрил Совет Федерации и подписал Президент страны.

Главные особенности нового финансового плана Российской Федерации:

  • начиная с 2017 года, бюджет формируется не на один год, а на три. В текущих экономических реалиях Министерству финансов удобнее создавать трехгодичный план, чтобы на его основании строить бюджетную политику и выравнивать существующие дисбалансы;
  • исчерпание средств Резервного фонда и привлечение ресурсов Президентского фонда РФ привело к необходимости пересмотреть схемы финансирования дефицитной части бюджета. Теперь использование автономных фондов будет урезано, а деньги начнут аккумулироваться на внутреннем финансовом рынке;
  • в ближайшие годы главным источником для финансирования госбюджета останутся средства из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда;
  • с 2018 года внедрено новое финансовое правило – если цена на нефть превысит заложенную в бюджете планку, разница пойдет не на расходные статьи, а на формирование резервов. В 2018 году в бюджет была заложена цена по 40 долларов США за единицу нефти марки Urals. Впоследствии эта цифра ежегодно подлежит индексации на 2%.

Если говорить о заложенных в бюджет показателях валютного курса, то разработчики исходили из таких прогнозных значений:

  • 64,7 рубля за 1 доллар — в 2018 году;
  • 66,9 рублей — в 2019 году;
  • 68,0 рублей — в 2020 году.

Инфляционные ожидания, заложенные в бюджет, — 4% ежегодно на весь плановый период. Кстати, Международное Бюджетное Партнерство (организация, которая исследует уровень информационной доступности составляющих бюджета для граждан той или иной страны) снизило позицию Российской Федерацией в Мировом рейтинге прозрачности бюджета. Начиная с 2006 года, этот показатель существенно вырос, позволив РФ занять 15 место в мировом рейтинге и улучшив её балльную оценку с 47 до 72 баллов.

Еще через пару лет повышение доступности бюджетных сведений позволило РФ прибавить еще 2 балла в мировом рейтинге. Однако, начиная с 2017 года, страна утратила былые позиции — с одной стороны, это поясняется несвоевременным размещением документа в интернет-источниках, а с другой — увеличением доли «секретных расходов» в статьях, посвященных национальной обороне. Первую позицию в рейтинге независимой организации заняла Нова Зеландия, а максимальной закрытостью с оценкой в 0 баллов характеризуются бюджетные документы Катара, Венесуэлы и некоторых других стран.

Кроме того, не так давно был проведен опрос среди жителей РФ. Специалисты из Фонда «Общественное мнение» выясняли, насколько россияне довольны политикой формирования расходов. Большая часть респондентов (около 47%) посчитали, что финансы в государстве тратятся неверно, а 20% опрошенных согласилось с государственной бюджетной политикой. Главными причинами недовольства россиян оказались коррупционные схемы, чрезмерные объемы помощи другим государствам, высокая заработная плата чиновников и финансирование административных расходов госаппарата.

Респонденты полагают, что следует выделять больше средств на медицинский и образовательный сектора, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожные работы и сельскохозяйственную отрасль. Зато расходные статьи, связанные с органами нацбезопасности, кинематографом и строительством объектов для международных чемпионатов, стоит пересмотреть в сторону уменьшения.

Доходная часть

Скорректированная в третьей редакции сумма доходов на текущий период составила 15,25 трлн. руб. Если сравнивать эту цифру с той, которая значилась в аналогичном документе позапрошлого года, то она выросла на 1 трлн., что позволило существенно уменьшить ожидаемый дефицит.

Что касается цифр, которые намечено получить в дебетовой части госбаланса 2019 года — они составят, как считают экономисты, 15,5 трлн. руб.

Здесь отражена цена нефтепродуктов марки Urals на уровне 40,8 долларов/баррель, учитывая принятую ранее долгосрочную стратегию ежегодно применять к этому показателю индексацию в размере 2%. Непонятно, правда, как в эту фиксированную стоимость впишется ожидаемый спад ее после даты, когда  закончится срок действия договора с ОПЕК (конец 1-го квартала 2018-го).

Хоть, правительство и уверяет, что до 2020-года оно учло в бюджете планомерное уменьшение получения средств от нефтепродаж. Light-сценарий событий уменьшит доходную часть на 134 млрд. руб., и то лишь через два года, а базовые ожидания минусуют по 162-164 млрд. каждый год, начиная с этого.

По другим статьям — в качестве займов Минфин хочет использовать реализацию евробондов по 7 млрд.руб ежегодно, начиная с текущего, и сроки их будут тридцатилетними.

Кроме того, не исключено, что начнется постепенный обмен старых ценных бумаг, общей стоимостью порядка 4 млрд. руб., чтобы уменьшить сумму актуального внешнего долга, а также сократить его обслуживание.

По федеральным облигациям: ожидают выпуск ценных бумаг на 869 млрд. руб. сейчас и 870 млрд. руб. – в следующем году. Самый же тяжелый, однако необходимый экономике заем в 1,3 трлн. руб. решили передвинуть на 2020 год.

По дивидендам госкомпаний бюджет получит порядка 379 млрд. руб. в текущий период, и еще через год – около 426 млрд. руб. Очередной этап приватизации пополнит казну суммарно на 36,6 млрд. руб. за все годы (сейчас это будет 13 млрд. руб., а в следующем – 12 млрд. руб.).

ВВП в этом году хотят видеть в размере 2,1%, в 2019 году – плюс 0,1% к этой цифре. И все выше приведенные показатели будет актуальными лишь, если инвестиции в основной капитал составят не менее 4,7-5,7%% ежегодно.

Расходная часть

Расходная часть составила 16,52 трлн. руб., что отразится в дефиците 1,2 трлн. руб. (эквивалентно 1,3% от валового продукта). Если сравнивать этот показатель с предыдущими плановыми значениями, расходы 2018 года стали больше на 0,5 трлн. руб.

По следующему за этим году эти же данные должны, по мнению правительства, составить 16,3 трлн. руб. То есть, отрицательное сальдо к  тому времени существенно уменьшится, и составит 819 млрд. руб.

Приоритетными, как и прежде, будут оборонные, социальные и поддерживающие отечественную экономику направления (по 28,9%, 36,3% и 14,7%, каждая).

В документ уже включили повышение до конца года МРОТ до 85% от прожиточного минимума, а со следующего, в рамках реализации долгосрочной программы по росту уровня жизни граждан, в планах вообще сравнять эти показатели. В далеком будущем хотят обеспечить и положительную разницу между этими цифрами, но, об этом пока говорить рано.

Кроме того, изначально заложены в документ целевые дотации компаниям РЖД в размере 26 млрд. руб., Росгидро – одного миллиарда и ОАК – 3,5 млрд. руб.

К вопросу о дефиците

Антон Силуанов заявил, что уже в 2019 году РФ выйдет на показатель бездефицитного бюджета – этот прогноз был откорректирован по отношению к прошлому трехлетнему плану. В подтверждение своих слов он привел тот факт, что уже в 2017 году Российская Федерация вышла на показатель дефицита в размере 2% от ВВП, что на 1,2% лучше заложенного в прогнозный сценарий. В текущем варианте главного финансового документа указано, что в 2018 году дефицит будет сокращен до отметки в 1,4% ВВП, в 2019 отчетный период будет закончен с дефицитом в 0,9%, а в 2020 Россия выйдет на отметку 0,8% ВВП.

Основным позитивным фактором, на который делает ставку финансовое ведомство, являются нефтяные котировки – уже сегодня они поднялись выше, чем эксперты рассчитывали при формировании федеральной казны. При этом правительство решило не отходить от консервативных сценариев, и сформировало бюджетные показатели, исходя из 40 долларов за баррель «черного золота». По словам Александра Дерюгина, который руководит Центром по исследованию региональных реформ РАНХиГС, казна может прийти к бездефицитному состоянию еще и за счет активизации приватизационных процессов.

Если говорить о конкретных цифрах, то плановые показатели дефицита бюджета выражены такими суммами:

  • 1,27 триллионов в национальной валюте в 2018 году;
  • 819,1 миллиард — в 2019 году;
  • 869,9 миллиардов — в 2020 году.

К вопросу о налогообложении

Еще одним ключевым моментом в уменьшении бюджетного дефицита называют «налоговый маневр», который разрабатывают комитеты Госдумы по поручению президента РФ. На повестке дня – внесение очередных изменений в системы налогового обложения, которые могут затронуть россиян уже в 2019 году.  Сущность маневра состоит в повышении налога на добавленную стоимость с одновременным снижением сборов, которые взимаются в пользу Пенсионного фонда. Вследствие этого будут уменьшены прямые налоги, которые считаются наиболее обременительными для большинства предприятий.

Текущий проект разрабатывается с учетом снижения ставки страхового взноса на 8% (сейчас она составляет в совокупности 30%). Косвенный сбор в виде НДС будет увеличен на 4% (сейчас он выражается показателем 18%).  Министерство финансов считает, что такое перераспределение налоговых потоков приведет к существенному оздоровлению бизнес-среды. Такие налоговые инновации планируют внести в российское законодательство осенью 2018 года.

К вопросу о государственных корпорациях

В числе главных рисков для государственной казны эксперты называют не только поведение мировых финансовых и сырьевых рынков. Конечно, падение нефтекотировок для государства с превалирующей сырьевой направленностью экспорта является ключевой угрозой. Однако, по словам Татьяны Нестеренко, занимающей должность первого замминистра финансов РФ, в последнее время обеспокоенность вызывает государственный корпоративный сектор, который не всегда в полной мере рассчитывается по своим налоговым обязательствам.

Например, если для некоторых корпораций будут сделаны финансовые исключения и послабления, то и доходы от дивидендов сократятся практически в два раза. Риски недопоступления от таких доходов просчитали и специалисты из Счетной палаты РФ, которые оценили их в сумму 166 миллиардов рублей в 2018 году, а в 2019 и 2020 — в 209 и 191 миллиард в нацвалюте соответственно.

Новый год – новые правила

С этого года и охватывая 2019-й, а также все последующие периоды, планируется направлять положительную разницу от превышения стоимости продажи нефтегазового сырья от плановых в Резервный фонд, а не зачислять его непосредственно в доходную часть для покрытия текущих расходов, как это делалось ранее.

Также совершенно по-иному теперь финансируется покрытие дефицита: средства для этого будут извлекаться не из упомянутого фонда. Таким образом, со следующего года планируют минимизировать привычку латать бюджетные прорехи из ФНБ. С 2021-го от нее откажутся совсем.

Приоритеты финансирования

Приоритетными направлениями, на которые будет осуществлен расход средств из российской казны, названы национальная экономика, безопасность и социальный сектор. Если рассмотреть главные направления этой части бюджета, то можно сказать следующее:

  • общие расходы составят 16,53, 16,4 и 17,155 триллионов рублей на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно;
  • в распределении расходов превалируют социальная сфера (36,4% от всего объема средств), комплекс национальной обороны (29%) и экономическая сфера (14,7%). В числе основных национальных программ названы развитие системы охраны здоровья (финансирование этой программы составит около 311 миллиардов рублей), развитие национального образования (500 миллиардов), реализация социальной поддержки граждан (1328 миллиардов), обеспечение правопорядка (670 миллиардов), развитие инновационной сферы и содействие экономическому росту (96 миллиардов), развитие космоса (181 миллиард);
  • предусмотрен рост социальных обязательств – согласно отредактированному бюджету МРОТ будет увеличен до 100% прожиточного минимума с начала 2019 года (в 2018 он составит 85% от указанного показателя);
  • предусматривается постепенное сокращение расходов, связанных с армией и оборонной политикой – в 2019 году они должны составить 4,71 триллиона рублей, что примерно на 19% ниже уровня 2016 года. В связи с этим предприятиям оборонного сектора было предложено переориентировать часть производства на нужды гражданского сектора. Пока что лишь 17% военных промышленников сумели достичь этой цели, хотя правительство намекало им на сокращение финансирования еще в 2017 году. Особенно сильно эта проблема затронула судостроителей. Впрочем, они полагают, что смогут очень быстро начать производство судов для рыбодобывающего сектора, строить ледоколы и плавучие атомные станции. Для тех, кто не сможет интегрироваться в рынок самостоятельно, предлагают создать программу по реорганизации и объединению;
  • на выполнение президентских указов, именуемых «майскими» (то есть повышение зарплат госслужащиммедикам и некоторым другим россиянам), в ближайшие три года придется выделить 2,2 триллиона в национальной валюте;
  • региональное субсидирование предполагает выделение 10 миллиардов, которые будут направлены на целевые нужды. Речь идет о ремонте мостов, дорожного покрытия и путепроводов, а также о дальнейшем обустройстве дорог регионального и межгородского значения;
  • основными получателями дотаций, как и ранее, названы Крымский полуостров, регион Северного Кавказа и Калининградская область;

  • сельскохозяйственная отрасль получит субсидии в размере 2 миллиардов в нацвалюте – эти средства будут направлены на покупку сельхозтехники и возведение новых объектов АПК;
  • основные изменения в бюджете коснулись расходов, связанных с российскими компаниями – например, РЖД получит 25,9 миллиардов рублей, энергетический холдинг «РусГидро» — 1 миллиард, а «Объединенной авиастроительной корпорации» выделили 3,52 миллиарда в нацвалюте. Дотации также получит Внешэкономбанк (150 миллиардов рублей), Россельхозбанк и Сберегательный банк РФ;
  • размер материнского капитала в бюджете остался без изменений (453 тысячи 26 рублей). Для реализации данной программы в 2018 году из бюджета выделят 341,5 миллиардов рублей, однако уже в 2019-2020 годах эту статью ожидает сокращение до 311,2 и 292,7 миллиардов в нацвалюте соответственно;
  • увеличены суммы накопительных взносов для военнослужащих, которые попали в нацреестр участников ипотечного кредитования (чуть более чем на 8 тысяч рублей, что в итоге выражается суммой в 268,5 тысяч рублей).
Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий