Пасха: история возникновения праздника

Пасха — самый любимый и ожидаемый праздник в христианском мире. Подготовка к нему начинается с сурового сорокадневного Великого поста. К празднованию Пасхи готовятся очень основательно: убираются в домах, окрашивают яйца, составляют праздничное меню, пекут куличи. С Воскресением Христовым связана масса традиций, обычаев и поверий. Но чтобы понять, в чем смысл великого празднества, и постичь всю суть, важно обратить внимание на историю его возникновения.

Что такое праздник Пасха: история возникновения

Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств». При этом происхождение слова «пасха» до конца не ясно. Сам же праздник не привязан к конкретной дате и отмечался еще до Рождества Христова.

Дохристианская Пасха считалась семейным еврейским праздником кочевников-скотоводов. В этот день в жертву еврейскому Богу Яхве приносили ягненка, кровью которого мазали двери, а мясо запекали на огне и быстро съедали с пресным хлебом. Участники трапезы должны были быть одеты в дорожную одежду.

Позднее Пасху стали связывать с событиями, изложенными в Ветхом Завете, исходом евреев из Египта. Считается, что название праздника произошло от еврейского глагола «пасах», означавшего «переходить». Ритуал поспешного поедания мяса стал символизировать готовность к бегству. В период праздника, отмечавшегося в течение 7-ми дней, пекли только опресненный хлеб – это связывалось с тем, что перед исходом из Египта евреи 7 дней питались хлебом, испеченным без использования египетской закваски.

Тайная вечеря состоялась как раз в день ветхозаветной Пасхи, которую Христос праздновал вместе с апостолами. Однако он внес новый смысл в древний обряд. Вместо ягненка, Господь принес в жертву самого себя, превратившись в Божественного Агнца. Его последующая смерть символизировала искупительное жертвоприношение на Пасху. Во время введенного на Тайной вечере обряда Евхаристии, Христос предложил верующим вкушать свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино).

В первые века христианства возникла традиция праздновать 2 Пасхи, символизировавшие смерть и воскресение Христа. Первую проводили в глубокой скорби и строгом посте, а вторую – в ликовании и с обильной трапезой. Лишь позднее было принято решение праздновать одну Пасху, отделив ее от еврейской.

Современный христианский праздник Пасхи основан на истории воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Теперь Пасха стала днем, который христиане посвящают воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Спасителя. Первоначально в разных местах она праздновалась в разное время. В 325 году было принято решение Первого Вселенского Собора Христианской Церкви праздновать Пасху в воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния. Этот день приходится на период с 4 апреля по 8 мая. Однако расчет пасхальных дат в Православной и в католической Церкви происходит по-разному. Поэтому по православному и католическому календарю Пасха нередко отмечается в разные дни.

Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.

Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.

Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная пасха. Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.

Пасхальные традиции

У великого и ожидаемого праздника есть свои уникальные традиции и обычаи, прошедшие сквозь века и не утратившие свою актуальность до сих пор. Со временем появлялись новые традиций и поверья, которые приурочили к Страстной неделе, предшествующей Пасхе. Например, перед встречей Пасхи принято печь куличи и красить яйца. Это увлекательное творческое занятие, которое не лишено сакрального смысла. Узнать, почему появилась такая традиция, вы можете на нашем сайте.

Христосование, схождение Благодатного огня, торжественные церковные службы, освящение воды, свечей и пищи для праздничного стола, пасхальный обед в кругу родных и близких — давние традиции, сохранившиеся не только в православии, но и в католической вере. Но есть и различия. К примеру, славяне ввели яичные бои за праздничным столом, или, как принято называть их в народе, «чоканье» яйцами.

В европейских странах и Америке, напротив, о яичных боях ничего не слышали. Их популярной традицией считается «охота за яйцами». Это детская игра, смысл которой заключается в том, чтобы спрятать, найти и прокатить шоколадные яйца по наклонной горке.

Основной предпасхальной традицией считается приготовление сладкой выпечки. В России это куличи и пасха, на Украине — бабки и маковые рулетики, В Европе — кексы и сахарные булочки, в Австралии — торт-безе, украшенный фруктами

История празднества Пасхи — это путешествие сквозь века. Листая страницы истории, мы каждый раз находим для себя что-то новое, ведь возникновение великого праздника — это хитросплетение традиций, различных верований и непохожих обычаев древних народов.

Расчёт даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния».

Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее не ранее дня весеннего равноденствия.

Обе пасхалии — александрийская и григорианская — основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

  • обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
  • обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
  • установленный день празднования — воскресенье.

Для расчёта даты полнолуния в год Y требуется найти золотое число G — порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (см. метонов цикл).

В 1 год н. э. золотое число G равнялось 2. Соответственно в год Y от н. э. (или от Р. Х. — Рождества Христова) золотое число G равно:

G = (остаток от деления Y/) + 1.

Основание Луны — число, показывающее «возраст» луны на 1 марта, то есть количество дней, прошедших до 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание_Луны = остаток от деления ( · G)/.Новолуние =  — Основание_ЛуныПолнолуние = Новолуние + .

Если полнолуние раньше 21 марта (3 апреля), то пасхальным считается следующее полнолуние (то есть, к полученному числу добавляется 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье (то есть, к полученному числу добавляется 7 дней).

Так как восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные пасхалии, рассчитанные по одинаковым правилам, даты получаются разными.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по александрийской пасхалии. Таким образом, дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней, в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения, который отмечают 25 марта (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было приведение рассчитываемой даты Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Христофором Клавием (Клавиусом).

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 20 % — на 5 недель и в 5 % — на 4 недели; разницы в 2 или в 3 недели не бывает.

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение с Литургией. 66 правило Трулльского собора предписывает верным во дни Светлой седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами», что, по мнению Вальсамона, говорит о том, что верные должны быть в это время готовы, по возможности, к ежедневному причащению. В первые века христианства Пасха была крещальным днём большинства оглашенных, которые после подготовительного Великого поста принимали крещение в этот радостный день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении. Он символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы» после воскресения Иисуса Христа. В крупных городах Греции и России в православных храмах ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия из Иерусалима благодатного огня священники торжественно разносят его по храмам города. Христиане тут же зажигают от него свои свечи. После богослужения некоторые уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В католической традиции перед началом Пасхального богослужения зажигают Пасхал — особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем христианам, после чего богослужение начинается. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, — огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой субботы (что обычно для крупных приходов) и после пасхального богослужения (что возможно в небольших сельских храмах) происходит освящение приготовленных к праздничному столу куличей, творожных пасох и пасхальных яиц. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц). Особой молитвы на освящение куличей нет.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

В ином варианте изложения говорится о том, что сначала яйцо было совершенно обычным и что император, усомнившись в странном известии о воскресении, сказал, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают, — и яйцо покраснело у него на глазах. Этот вариант интересен хотя бы тем, что вдохновил Светлану Копылову на создание песни о встрече Марии Магдалины с императором Тиберием.

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора (см. также врезку).

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос — особый хлеб, используемый в богослужении Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся христианам после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

На Страстной седмице колокольный звон раздаётся до Великой пятницы включительно. На вечернем пятничном богослужении, когда служат утреню Великой субботы и совершается чин погребения, также звонят. После размещения Плащаницы в центре храма раздаётся трезвон, а затем, по существующей в настоящее время традиции, колокола молчат «до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе».

Лишь на Светлой Седмице церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы, однако сейчас трудно найти храм, в котором допустят к колоколам без сопровождения, поскольку подобный шаг может быть опасен как для звонящих, так и для колоколов, и для системы управления ими, и для прочего оборудования звонницы.

Чистый четверг

В отличие от Пасхи первых христиан, употреблявших исключительно пресный хлеб с вином, наши предки праздновали Великдень по полной программе: с мясом, колбасами и прочими вкусностями. С установлением христианства церковь запретила употреблять мясное на праздник. Однако раз в году мясными блюдами угощали не простых гостей, а покойников. Назывался этот ритуал — «Радуницы»:

Люди собирались на кладбищах в четверг, перед Великоднем. Они приносили в корзинах еду, раскладывали её на могилах, и потом начинали громко и протяжно звать своих умерших, просить, чтобы те вернулись в мир живых, и попробовали вкусную еду. Считалось, что именно в четверг перед Великоднем предки выходили из земли и оставались рядом с живыми людьми до следующего воскресенья после праздника. В это время их нельзя было называть покойниками, потому, что они слышат всё, о чём говорят, и могут обидеться. Люди тщательно готовились к «встрече» с родственниками: задабривали домовых небольшими жертвами, вешали обереги и убирались в домах.

На сегодняшний день этот совсем недобрый праздник поделился на два радостных: в чистый четверг — когда хозяйки устраивают генеральную уборку в доме, и в проводное воскресенье — когда все наши бабки дружною гурьбой устремляются на кладбища и выкладывают там на могилах своих родственников крашеные яйца и куличи.

Но такая перемена произошла не сразу. С языческими ритуалами довольно долго и жёстко боролись, а в XVI веке к этой борьбе подключился даже Иван Грозный, который пытался избавиться от двоеверия. Во исполнение указов Ивана Грозного, священники начали присматривать за религиозным порядком и даже шпионить. Но это не помогло, народ по-прежнему чтил свои традиции, и как и прежде в домах люди продолжали исполнять языческие ритуалы, а на глазах ходили в церковь. И церковь сдалась. В XVIII веке языческие символы были объявлены христианскими, им было даже придумано божественное происхождение. Так символом Христового воскресения стали яйца плодородия, а хлеб Даждьбога превратился в символ Иисуса Христа.



Сохранить и поделиться:


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*