Планируете сдавать ЕГЭ по обществознанию в 2024 году – первым документом, с которым вам стоит ознакомиться должен стать кодификатор элементов содержания и требований, разработанный ФИПИ.
Данный документ, определяющий структуру КИМов, разработан на основе государственных образовательных стандартов, установленных приказом Минобразования РФ № 1089 (от 05.03.2004) для учебных заведений с базовым и профильным изучением предмета.
Содержание кодификатора
В 2024 году предложенный ФИПИ кодификатор для ЕГЭ по обществознанию состоит из двух разделов:
- Перечень основных элементов содержания.
- Требования к уровню подготовки выпускников.
Раздел 1
Так, в первом разделе в виде таблицы представлены все темы, вынесенные на экзамен по таким блокам:
- Человек и общество (18 тем).
- Экономика (16 тем).
- Социальные отношения (13 тем).
- Политика (15 тем).
- Право (20 тем).
Важно! В список вошли не только темы базового уровня. В билетах встречаются вопросы из профильного курса, что потребует от учащихся общеобразовательных школ дополнительной подготовки по предмету.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Виды знаний.
- Понятие истины, её критерии.
- Мышление и деятельность.
- Потребности и интересы.
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
- Системное строение общества: элементы и подсистемы.
- Основные институты общества.
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Образование, его значение для личности и общества.
- Религия.
- Искусство.
- Мораль.
- Понятие общественного прогресса.
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
2. Экономика
- Экономика и экономическая наука.
- Факторы производства и факторные доходы.
- Экономические системы.
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
- Постоянные и переменные затраты.
- Финансовые институты. Банковская система.
- Основные источники финансирования бизнеса.
- Ценные бумаги.
- Рынок труда. Безработица.
- Виды, причины и последствия инфляции.
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
- Роль государства в экономике.
- Налоги.
- Государственный бюджет.
- Мировая экономика.
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
3. Социальные отношения
- Социальная стратификация и мобильность.
- Социальные группы.
- Молодёжь как социальная группа.
- Этнические общности.
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
- Социальный конфликт.
- Виды социальных норм.
- Социальный контроль.
- Семья и брак.
- Отклоняющееся поведение и его типы.
- Социальная роль.
- Социализация индивида.
4. Политика
- Понятие власти.
- Государство, его функции.
- Политическая система.
- Типология политических режимов.
- Демократия, её основные ценности и признаки.
- Гражданское общество и государство.
- Политическая элита.
- Политические партии и движения.
- Средства массовой информации в политической системе.
- Избирательная кампания в Российской Федерации.
- Политический процесс.
- Политическое участие.
- Политическое лидерство.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
5.Право
- Право в системе социальных норм.
- Система российского права. Законотворческий процесс.
- Понятие и виды юридической ответственности.
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о выборах.
- Субъекты гражданского права.
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
- Имущественные и неимущественные права.
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
- Особенности административной юрисдикции.
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
- Споры, порядок их рассмотрения.
- Основные правила и принципы гражданского процесса.
- Особенности уголовного процесса.
- Гражданство Российской Федерации.
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
- Права и обязанности налогоплательщика.
- Правоохранительные органы. Судебная система.
Раздел 2
Второй раздел содержит требования к уровню подготовки выпускника 11-го класса. Все пункты данного раздела соответствуют требованиям Государственного стандарта РФ, и следовательно, едины для образовательных учреждений всех регионов.
Кодификатор 2024 года четко устанавливает, какие теоретические знания, а также практические навыки и умения будут проверяться на ЕГЭ по обществознанию.
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Где скачать кодификатор?
Найти актуальный кодификатор, разработанный специально для ЕГЭ по обществознанию можно на сайте ФИПИ. Там же можно найти спецификации к экзамену и демоверсии 2024 года.
Также изучить содержание документа вы сможете на страницах нашего сайта. Предлагаем скачать кодификатор и использовать его в режиме офлайн на этапе подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
*Файл в формате pdf можно открыть с помощью специальных программ, или же любым браузером, установленным на вашем компьютере. Для этого достаточно кликнуть по скачанному файлу правой кнопкой мыши, выбрать в контекстном меню вариант «открыть с помощью» и указать в качестве программы по умолчанию удобный для вас браузер.
Другие документы ЕГЭ по обществознанию
Также в подготовке к Единому Государственному Экзамену вам поможет спецификация КИМ для экзамена 2024 года. В этом документе содержатся:
- все основные требования к проведению ЕГЭ;
- структура экзаменационного билета;
- количественное разделение заданий по блокам и уровням сложности;
- принципы оценивания экзаменационных работ;
- информация о минимальных проходных баллах;
- основные изменения 2024 года;
- обобщенный план билета ЕГЭ;
- перечень нормативно-правовых актов.
Также при подготовке полезными будут различные издания, в которых структурирована и удобно подана основная информация по предметам. Больше советов по подготовке вы найдете в соответствующей статье «ЕГЭ по обществознанию в 2024 году».