Минпросвещения готовится перевести педагогов на новую модель аттестации. В первом полугодии 2020 года ведомство проведет итоговую апробацию. Список педагогов, которых будут аттестовывать по-новому, пока не опубликовали. Параллельно в регионах пройдет комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим и психолого-педагогическим навыкам.
Зачем нужна аттестация?
Утрируя, аттестация нужна органам Министерства образования для того, чтобы понять, соответствует ли своими профессиональными и личными качествами отдельно взятый работник сферы занимаемой им должности. За нее выступают и родители, полагая, что это – гарантия обучения их детей квалифицированными кадрами.
Еще аттестация обязательно понадобится, если чувствуешь, что готов перейти на следующую профессиональную ступень, получить очередную профкатегорию – разумеется, не без материального поощрения в итоге.
Предпосылки появления новой системы аттестации учителей
Новоиспеченные специалисты, вышедшие из стен педагогических вузов и училищ, сталкиваются с рядом неожиданных для них обстоятельств. Перечислим их:
- Трудоустроиться без опыта довольно проблематично, так как работодатели ждут в команду опытных и надежных сотрудников с хорошим послужным списком.
- Оклад начинающего учителя предельно скромен, так как отсутствует выслуга лет, следовательно — и надбавки к зарплате.
- Аттестация старого образца носит подчас формальный характер (зависит от степени «дружбы» с администрацией), поэтому в начале профессионального пути подъем по карьерной лестнице идет медленными темпами, а порою годами не сдвигается с места.
Результатом такой ситуации является отток молодых, целеустремленных, любящих детей и перспективных учителей в другие сферы, не связанные с образованием, но предлагающие более выгодные и легкие пути заработка Особенно остро этот вопрос стоит в отдаленных местностях, небольших поселениях.
Ступени карьерного роста согласно старой методике оценки учителей
Устаревшая система аттестации основывалась на следующих принципах:
- Первая возможность роста предоставлялась только через 5 лет с начала профессиональной деятельности.
- Дополнительные подъемы по карьерной лестнице были возможны только в исключительных случаях — через 2 года после предыдущего зачета учительских навыков.
- Невозможно было сразу выйти на желаемый уровень квалификации, если не пройдены предыдущие шаги. Профессионализм и знания в расчет не брались.
- Давалась субъективная оценка самой работе педагогических работников, но не их просвещенности и компетенции (отсутствовало тестирование).
- Для того чтобы подготовиться к аттестации требовалось затратить немало времени на подготовку отчетности о проделанной работе в разных направлениях: во внеурочной деятельности, в событиях школы, в задействовании родителей, самообразовании.
Достигнуть высоких результатов в такой системе оценок профессионализма стоило большого труда, поэтому многие сдавались или теряли интерес.
В системе образования назрела необходимость реформирования. Для этого была разработана программа, которая будет постепенно внедряться в учительскую среду с 2019 года.
Этапы аттестации в 2020 году
Обсуждая вопрос того, каким образом будет происходить аттестация учителей в ближайшем будущем, Ольга Васильева, которая руководила реформой в системе образования, сделала акцент на том, что тестирование данной модели проверки уже произошло. В 2019-м году по правилам новой модели оценили качество знаний у 615 учителей и пяти сотен студентов-педагогов. Результаты получились отличными, поэтому нововведения и продолжают внедряться на общих основаниях.
Задания для аттестации учителей
В соответствии с новыми правилами аттестация педагогических работников будет производиться одинаково во всех регионах Российской Федерации. Правила будут лидеры, и разработанные ими специальной системой ЕФОМ, которая занимается оценкой материалов. Современная аттестация состоит из четырёх этапов:
письменная часть;
видео-урок отрытого типа;
разрешение смоделированной проблемы;
отзывы от руководителя.
Каждый из этапов имеет особенное значение в данной процедуре, и хотя оценка будет общая, рассматривать каждый уровень нужно по отдельности.
Письменная работа
Начать рассматривать тот факт, как будет проходить аттестация учителей в 2020 году, стоит с письменный работы. Данный вид проверки является основным и затрагивает сразу несколько направлений.
Работа будет производиться по тому предмету, преподаванием которого занимается специалист. Она позволяет объективно оценить знания учителя в своей сфере деятельности.
Однако параллельно в письменной работе должны учитываться задания, которые позволяют оценивать навыки к обучению и воспитанию младшего поколения. Специалист должен уметь грамотно преподносить свои знания.
Структура баллов для аттестации учителей
Длительность данного этапа – два часа.
Видео-урок
Продолжается аттестация педагогов открытым видео уроком, который записываться на предварительно установленную камеру. С помощью этого урока эксперты, которые входят в комиссию, оценивают практические профессиональные навыки учителя, а также его уровень поведения, так сказать, в профессиональной среде.
Правда, нужно сказать что только видео материала для получения отметки отлично по аттестации мало. Нужно вместе с уроком предоставить комиссии несколько тетрадей учеников, где будут выполнены домашние задания и проставлены соответствующие оценки.
Как будет проходить аттестация в 2020 году?
Итак, Тот Самый Приказ утверждает, что аттестация полностью укладывается в требовании ТК РФ. Проводится она путем оценивания, насколько профессиональны в своей деятельности члены профессорско-преподавательского состава и педагогические работники образовательных заведений всех уровней аккредитации.
Проходить аттестацию должен каждый член педагогического коллектива школы и других образовательных форм раз в пять лет, если он не принадлежит к следующим категориям исключений:
- Пребывающие в отпуске по БиР и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
- Проработавшие в сфере образования в этой должности два и менее года.
Региональный Центр аттестации ежегодно утверждает состав аттестационных комиссий, которые и занимаются оценкой профпригодности педагогов. Время проведения, место и остальные особенности принимаются централизованно и заблаговременно доводятся до участников аттестации на местах (за месяц). Двухнедельный срок до даты окончания аттестации – конечный для каждого преподавателя, к которому ему следует направить все подтверждающие его квалификационный уровень сведения. После чего комиссия выносит вердикт: соответствует ли он, либо же нет, занимаемой должности. Решение принимается путем открытого голосования большинством членов комиссии.
Все данные заносятся в протокол, выписка из которого с идентификационными данными участника, временем и местом проведения заседания аттестационной комиссии и фиксацией его результата доводится до работника под роспись, максимум через 10 дней после процедуры. При необходимости решение можно обжаловать по закону.
Еще недавно сам порядок проведения аттестации был отдан на откуп регионов: где-то достаточно сбора портфолио, где-то надо показать открытый урок. Всего же пробные запуски охватили 19 российских областей. До начала 2020 года введут единые нормы аттестации для всей страны, учтя опыт пилотных проектов и разработанную систему оценки преподавателей – профессиональный стандарт «Педагог». Ему должны соответствовать все занятые на должностях педагогов в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования – учителя и воспитатели.
Отличия новой системы от устаревшей
- Нет привязки к выслуге лет или присвоенному ранее уровню. Можно двигаться в карьере настолько высоко и быстро, насколько позволяет компетенция.
- Будет проводиться объективная оценка достижений учеников, а также развитие навыков их учителя.
- Учителям будет присвоен рейтинг в зависимости от показателей их деятельности, рассчитанный по особому алгоритму.
- На педагогов возлагается надежда на разработку оптимизированной концепции подготовки по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.
Новая форма аттестации немного смущает тех учителей, которые уже много лет отдали образовательной деятельности. Ведь им придется подтвердить свою высокую квалификацию, показав насколько эффективна их деятельность и как хорошо они знают предмет.
Сейчас система носит экспериментальный характер в некоторых регионах страны. К 2020 году аттестация станет обязательна для всех.
Дальнейшая судьба не прошедших педагогическую аттестацию
По новым правилам, не имея в трудовой отметки о соответствии хотя бы первой аттестационной категории – самой базовой, «Учитель», — нельзя занимать соответствующую должность, то есть устроиться на работу. Для уже актуального преподавательского состава, в случае не присвоения даже этой категории, на переходный период будут установлены процедуры добровольного прохождения повышения квалификации, образовательные программы для педагогов, по окончанию которых снова будет предоставлена возможность «пересдать». На время прохождения обучения этого рода за учителем или воспитателем сохраняется место работы и оплата труда в базовом варианте, однако если и повторно начальная квалификация не получена, администрация получает право решить вопрос кардинально – «по несоответствию», так сказать.
Уже сейчас все выпускники сузов и вузов преподавательских специальностей должны в обязательном порядке проходить квалификационную аттестацию по истечению двухлетнего срока пребывания их в качестве педагога, на которую попасть, в принципе, тоже можно, исключительно соответствуя базовым стандартам профессии.
Если же преподаватель, проходя аттестацию, претендует на повышение категории, в случае его не прохождения этого уровня, он просто остается на предыдущем.