Единый социальный налог делает доступными для всех трудоустроенных граждан, которым платится зарплата в любых организациях, в том числе и в бюджетных, на предприятиях всех форм собственности, не исключая индивидуальное предпринимательство с наемными работниками и без них, госпенсию, различные социальные выплаты и некоторую помощь в ряде медицинских учреждений.
Его история была долгой и тернистой – то это был самостоятельный, то консолидированный налог. Но, как и все прочие объекты НК РФ, он ежегодно традиционно старается примерить какую-то новую обновку.
Во-первых, чтобы бухгалтерам жизнь не казалась скучной, а во-вторых, чтобы как-то разумнее перераспределять средства между статьями федерального бюджета и спецфондов. Причем, объективно, второй тезис, как правило, выглядит далеко не так убедительно, как первый…
Но, хоть шутить на тему налоговой политики России можно бесконечно, пожалуй, стоит расставить заранее все точки над «i» по вопросу грядущих изменений ЕСН в 2019-м и того, что с ним уже случилось в актуальном текущем году, так как оба эти периода, конечно же, предельно взаимосвязаны.
Ведь, действительно, этот налог давно заслужил славу одного из самых неприятных для отечественного бизнеса, и любые изменения в нем, как правило, режут балансы предприятий «по живому».
Состоится ли полный возврат к ЕСН?
Для начала, стоит вспомнить саму суть данного налога, что особенно будет полезно новичкам в бухгалтерском деле, ведь таким образом будет легче понять, что собой представляет ЕСН сейчас.
Дело в том, что принципиально именно такого налога сейчас не существует: с 2001 по 2010 год все предприятия России были плательщиками Единого социального налога, но затем его упразднили, раздробив на привычные ПФР, ФОМС и ФСС.
Хотя, по инерции, конечно же, все так и продолжают считать его суммарную ставку, чтобы определить общую зарплатную нагрузку для бизнеса, да, и название это за группой соответствующих налогов закрепилось прочно и, похоже, надолго.
В 2015-м снова заговорили о том, что можно реанимировать привычный всем ЕСН, правда, кабминовские источники называли данную возможность реальной лишь в том случае, если будет отменена накопительная часть пенсии, в принципе.
При этом ставку налога, понижать и не думают, что уже вносит некую пикантность в обсуждение данного вопроса. Но, так как пока никто о столь революционных изменениях и не заикается – накопительные части лишь перманентно «морозят» уже который год, — говорить и о полном возврате к ЕСН не приходится.
Целевое использование
Упраздненный социальный налог был введен в РФ в 2001 году, и его задача состояла в мобилизации средств для полноценной реализации прав российских граждан на социальное и пенсионное обеспечение, а также медицинскую помощь. Ставка налога была регрессивной и уменьшалась по мере увеличения зарплаты работника. Определенные группы налогоплательщиков были наделены возможностью оплачивать ЕСН по льготному тарифу, в то время как максимальный размер такого фискального платежа мог составлять 26% (полученные средства распределялись в четыре ведомства, исходя из утвержденного размера ставок).
В 2010 году было принято решение отменить такой сбор, но ему на смену пришли другие виды фискальных взносов. С тех пор уже неоднократно поднимался вопрос, стоит ли возвращаться к ранее действующей схеме налогообложения и насколько она будет эффективна, если изменить размер ранее утвержденной ставки. Но, даже если правительство одобрит такое нововведение и станет известно, что ЕСН возвращается в 2019 году, гражданам все равно не стоит надеяться на снижение фискальной нагрузки. За счет таких сборов формируется доходная часть бюджета, что крайне актуально с учетом его дефицита и отсутствия возможности занимать деньги на международных рынках (в связи с текущими санкциями западных стран).
Изменение ставки
Используемая экономическая система не соответствует текущей ситуации и реалиям рынка, в связи с чем необходимы определенные нововведения, чтобы получить дополнительные факторы роста. С этой целью будет изменен порядок взимания единого социального налога ЕСН с 2019 года, что в комплексе с другими мерами позволит избежать стагнации из-за критически низкого темпа прироста российской экономики. По словам представителей Минэкономразвития, которые являются инициаторами целого ряда поправок в Налоговый кодекс, только реформирование налогооблагаемой базы даст возможность улучшить ситуацию и избежать нового кризиса.
Уже очевидно, что налоговые ставки будут меняться и это коснется и ЕСН в 2019 году. Будет это лучше или хуже и к каким результатам такие изменения приведут в краткосрочной перспективе, можно будет судить только по результатам работы экономики в следующем году. Но уже сегодня можно ознакомиться с новыми ставками на сайте ФНС, которые представлены в сводной таблице.
Представители власти подчеркивают, что налоговые изменения будут введены только после выборов, поэтому раньше времени не стоит рассчитывать на существенное снижение текущих сумм страховых взносов. Впрочем, компенсация таких потерь будет осуществляться за счет повышения НДС, что отразится на стоимости товаров и услуг.
Порядок расчета
Судя по всему, хозяйствующим субъектам не стоит ждать возврата ЕСН в 2019 году, по крайней мере, фискальные службы не располагают такой информацией. И новая отчетность будет составляться по правилам 2018 года, а это значит, что Единый расчет по страховым взносам будет состоять из трех отдельных разделов, где будут частично дублироваться данные из РСВ и 4-ФСС.
Правительство не заинтересовано в том, чтобы с 2019 года вернуть ЕСН, так как фактически его по-прежнему платят хозяйствующие субъекты, которым он начисляется в другом виде и форме. В частности, сегодня этот фискальный сбор состоит из нескольких составляющих, размер каждой из которых определен действующим законодательством:
- пенсионные взносы (22%);
- социальные взносы (2,9%);
- ФОМС (5,1%).
При этом если заработная плата превышает установленное законом значение в 870 тыс. руб., то отчисление в Пенсионный фонд РФ составляет только 10%
Для самозанятых граждан размер взноса в ФОМС составляет 6,884 тыс. руб., а в ПФР — порядка 29,354 тыс. руб., если сумма дохода не превышает 300 тыс. руб. (если она больше этого значения, то на 1 процентный пункт выше, но не более 234,832 тыс. руб.).
Чтобы избежать штрафных санкций, организация (ИП) должна своевременно оплатить все предусмотренные законом фискальные сборы и подать финансовую отчетность. Ознакомиться с порядком оплаты таких платежей и правилами составления документов можно на сайте ФНС или в любом территориальном подразделении Ведомства.
Социальная направленность
Если говорить об ЕСН в 2019 году, то нет необходимости его возвращать, так как в целом налоговая нагрузка на работодателей должна существенно снизиться, что будет достигнуто за счет изменения установленной ставки. Кроме того, чиновники собираются восстановить денежную массу ФОМС, увеличив отчисления в этот бюджет на 0,8 процентных пункта, что даже противоречит «майским» указам президента. И возврат к взиманию ЕСН – это далеко не лучшая стратегия, учитывая, что это может обернуться серьезными последствиями для субъектов МСБ, многие из которых еще не оправились от последствий кризиса или пытаются удержаться на плаву, несмотря на череду экономических потрясений.
Более жесткая налоговая политика может увеличить срок восстановления экономики, так как неразумно перекладывать все проблемы на частный сектор. Но в то же время снижение модифицированного ЕСН и компенсация таких потерь за счет повышения НДС положительно отразится на работодателях и позволит сократить теневой сегмент рынка труда. Кроме того, законопроект о повышении налога на добавленную стоимость с энтузиазмом восприняли компании, специализирующиеся на экспорте товаров. За счет этого они получили возможность снизить закупочную стоимость продукции, повысив ее конкурентоспособность на международных рынках сбыта.
Единый социальный налог в 2019 году
Что касается отчетности, как и в 2018-м, согласно принятым годом ранее изменениям, в налоговую будет подаваться отдельный Единый расчет по страховым взносам, состоящий из трех разделов и включающий в себя информацию, которая ранее частично содержалась в 4-ФСС и РСВ (сдается до конца месяца, следующего за отчетным периодом).
Но, остались и прежние формы для подачи в ПФР (годовая персонификация СЗВ-Стаж – за 2018-й надо не забыть подать ее до 1 марта 2019-го, и СЗВ-М – до середины следующего за отчетным месяца), а также в ФСС (новая 4-ФСС – сдается до 20 числа месяца после отчетного квартала, если распечатка, и до 25-го – если отчетность электронная, а кол-во работников превышает 25 человек).
Непосредственно по цифрам, для самозанятых взносы в ФОМС составят 6884 руб., а в ПФР – 29 354 руб. (если меньше 300 000 руб.) и, аналогично, +1%, если свыше, но, не более 234 832 руб.
По тем же, кто уплачивает на общих основаниях (с оговоренными выше исключениями, подробнее о которых можно узнать на упомянутом ресурсе), в 2019 году к граничному значению базы начисления налога будет применяться уже коэффициент 2,1, а отчисления в ФОМС подрастут до 5,9.
Если же все-таки примут повышение ставки НДС, то ожидается, что существенно снизят и общий процент ЕСН, в частности — ставку ПФР.