НДФЛ в 2019 году: изменения, ставка

2019 год ждут все с нетерпением. Кто-то с надеждой на перемены к лучшему, кто-то со стоическим терпением готового к любым изменениям, как в хорошую, так и в плохую сторону, человека, а кто-то – и опустив руки, совершенно не ожидая хоть какого-то позитива в ближайшее время.

К какой из этих категорий причислят себя уже завтра обычные граждане России, во многом покажут запланированные многочисленные налоговые реформы, в том числе и касающиеся такого характерного широчайшим охватом аудитории налога, как НДФЛ.

Необходимость реформы НДФЛ обсуждают уже давно. Этот прямой налог косвенно свидетельствует о благосостоянии граждан страны, фиксируя все их доходы, а также доходы связанных с российским бизнесом нерезидентов, и демонстрируя их превышение над подтвержденными расходами-вычетами и льготами.

И особенно актуальными эти разговоры стали в последнее время на фоне все ужесточающейся бюджетной политики, предполагающей затягивание налоговых удавок, как на шеях предпринимателей, так и простых россиян. Что ж, попробуем собрать воедино всю известную на сегодняшний день информацию о планах по реформированию НДФЛ в 2019 году и спрогнозировать, к чему приведут эти новшества.

Для справки

Налог с доходов физических лиц (ранее – «подоходный налог») в той или иной форме существовал на территории современной России еще со времен империи. В 1812 году обложили соответствующей податью помещиков, правда, обязали платить лишь за имеющуюся в активах недвижимость.

Тогда впервые было применено и понятие прогрессивной ставки исчисления – в зависимости от размеров налогооблагаемой базы дворяне платили от 1 до 10% их стоимости, но, лишь если общая предварительная ее оценка переваливала за полтысячи рублей.

Чтобы понимать «масштаб трагедии» для налогоплательщиков подоходного налога того времени, стоит вспомнить, что вполне пристойную двухкомнатную квартиру в столице тогда можно было приобрести за 250 руб.

При этом «общенародным» этот налог стал лишь с приходом Советской власти, которая сразу же подвела базу и под тарификацию профессий и должностей, внедрив стройную систему единых окладов, премий и надбавок, а также систему обложения всего этого налогами. При этом и схема исчисления, и ставки за все те годы менялись неоднократно.

И последним вариантом, с которым, собственно, и вошла Россия в независимые девяностые, был установлен минимальный доход, ниже которого налог не взимался, в размере 70 руб., и при этом следующие прогрессирующие ставки по граничным значениям: 71-100 руб. – 0,25 — 8,2 руб., 101 руб. и выше – просто 13% от суммы.

С 1992 года, после принятия нового НКРФ, прогрессивную шкалу так же продолжили использовать и дальше,  и при этом минимальной ставкой стал порог в 12% для доходов менее двухсот тысяч (все, что находилось на уровне МРОТ и ниже, не облагалось), до 124 000 с цифр 200 000 – 600 000 руб., а со всего, что превышало этот порог, брали уже 40% НДФЛ.

Затем началась ежегодная чехарда с коррекцией ставок в связи с растущей инфляцией, а в 2001 году был принят совершенно новый Налоговый кодекс, по которому шкала налогообложения стала плоской, ставку установили единой для всех – в размере 13% (за исключением ряда категорий выплат). И именно она является уже многие годы предметом критики всех сторонников прогрессивной шкалы, как в Госдуме, так и в Правительстве, а также других властных кругах.

Налоговая политика

Несмотря на объявленный В. В. Путиным в 2014 году запрет на какие-либо изменения в налоговом законодательстве, правительству все же удалось несколько раз за четыре года ввести некоторые неналоговые платежи, которые по сути своей являются налогами. Это объясняется тем, что в условиях неустойчивого положения экономики и сложной геополитической обстановки в мире, правительство изыскивает все возможные способы пополнения бюджета. При этом важно понимать, что налоговые вычеты являются основным источником пополнения государственной казны.

Налоги, взимаемые с доходов физических лиц достаточно весомый инструмент фискальной политики государства. Именно поэтому так часто на рассмотрение в Госдуму выносятся обсуждения по кардинальному изменению исчисления НДФЛ. Окончание срока действия моратория с началом 2019 года «развязывает руки» законодателям и позволяет разрабатывать законопроекты, направленные на реформирование налога на доходы физлиц.

Немного истории: Впервые НДФЛ был введен в России 11 февраля 1817 года. Его ставка зависела от уровня дохода и колебалась от 1 до 10%, при этом был установлен необлагаемый минимум дохода в размере 500 руб. Налог на доходы физических лиц в том виде, в каком он сейчас существует, был установлен в 2001 году, с момента вступления в действие части второй Налогового кодекса.

Возможные изменения

Предложения об изменениях подоходного налога не прекращались даже в ходе предвыборной гонки 2018 года. Взамен ставки установленной НК РФ на текущий момент, в размере 13%, представители разных партий и госорганизаций наперебой предлагают свои проекты реформирования НДФЛ в 2019 году. Самые распространенные из них:

  • Повышение НДФЛ до 15%. Увеличение вычета на 2 % поддержали Министерство экономического развития и вице-премьер Аркадий Дворкович. По мнению Минэкономразвития, повышение ставки должно быть сопряжено с внедрением вычета в сумме установленного прожиточного минимума. Дворкович предложил дополнительные средства перераспределить на развитие медицины и охрану здоровья.

  • Центр стратегических разработок считает, что поправить положение экономики и наполнить казну можно увеличив налог на доходы до 17%. При этом необходимо обеспечить социальную защиту самым бедным россиянам в виде налогового вычета прожиточного минимума.
  • Команда ЛДПР во главе с Жириновским настаивает на самом кардинальном изменении – внедрить прогрессивную систему налогообложения. Физических лиц с доходами до 180 тысяч в год полностью освободить от бремени, а для более состоятельных граждан ставку распределять по принципу повышения пропорционально уровню облагаемого дохода.

Предложения всех активных участников обсуждения схожи в одном – налог необходимо повышать. Министерство финансов РФ просчитывает все предлагаемые проекты, но больше склоняется к варианту, который предполагает простое двухпроцентное увеличение ставки налога для всего работающего населения. По предварительным расчетам Антона Силуанова это повысит наполняемость бюджета на сумму не менее 3 триллионов в год.

Для сведения! Во всех развитых странах мира используется прогрессивное налогообложение. Такая система с точки зрения социальной политики признана самой справедливой. В Российской Федерации основная ставка налога до 2001 года также была прогрессивной, с началом 2001 года Россия перешла на плоскую шкалу налогообложения.

Мнение экспертов

Необходимость приведения в порядок всей системы налогообложения в декабре 2016 года в ежегодном послании озвучил президент РФ.  Конкретных решений глава государства не предлагал, но обозначил, что спланировать налоговую реформу нужно в течение 2018 года.

Депутаты оппозиционных партий считают, что сдерживающих факторов, таких как выборы, больше нет и действующее правительство в 2019 году примется пополнять бюджет за счет физических лиц. Такого же мнения придерживаются и ведущие экономисты страны. Социологи строят прогнозы и предупреждают, что увеличение налоговой ставки НДФЛ в системе плоского налогообложения приведет к еще большей дестабилизации экономики, увеличит разрыв между «бедными» и «богатыми», а также грозит деградацией общества.

Последними новостями относительного планов государства в сфере налогообложения стало заявление премьер-министра Дмитрия Медведева. В сентябре текущего года Дмитрий Анатольевич сообщил, что в планы правительства входит сохранение налоговой нагрузки на нынешнем уровне на ближайшие шесть лет. Премьер-министр отметил, что сегодняшний Налоговый кодекс оптимален по соотношению эффективности и социальной справедливости в отношении налогоплательщиков.

Оцените статью
Новый взгляд на мир
Добавить комментарий